«Зелёный» – для малого и среднего

Как город помогает начинающим предпринимателям.

Начать своё дело. Как, с чего, на какие средства? Как из идеи вырастить рабочий проект, подскажут в Псковском бизнес-инкубаторе.

Его днём рождения считается 7 июня 2011 года. Это городской проект, цель которого – вырастить и выпустить в жизнь конкурентоспособных представителей малого и среднего бизнеса.

– Вы сами подумайте – где ещё можно найти офис в самом центре города, с идеальной транспортной доступностью, на таких условиях? – задаёт вопрос Наталья Курчанова, руководитель центра международной проектной деятельности «Партнёрство». – Нигде. Бизнес-инкубатор – очень правильное и нужное начинание. Прежде всего, он предоставляет начинающим бизнесменам помещение в аренду сроком на три года. С течением времени арендная плата меняется, постепенно приближаясь к размерам средней по городу (в первый год аренды резидент платит только 40% арендной платы, во второй – 60%, и только в третий год – 95%. – Авт.). Предоставляется вся мебель и оргтехника, услуги копи-центра. Кроме того, в «резидентский пакет» входит методическое и информационное сопровождение, возможность обучаться – в рамках проводимых семинаров, лекций и тренингов. Отмечу неравнодушное отношение руководства к резидентам: все наши потребности учитываются в организации работы. И ещё: принимать иностранцев здесь не стыдно, а у нас бывает много гостей.

Центр занимается языковой подготовкой. Подопечные Натальи Аверьяновны успешно выступают на олимпиадах, уезжают учиться за границу, добиваясь больших успехов.

Огромное поле деятельности – это международные проекты. Центр реализовал обширную программу повышения квалификации в сфере  ресторанно-гостиничного бизнеса, включавшую в себя ознакомительные поездки специалистов в Германию, стажировки и языковые курсы для сотрудников индустрии гостеприимства. В преддверии Ганзы эта программа ещё получит новый импульс к развитию. А пока центр работает над другим проектом – в Детской деревне-SOS.

– Мы начинали работу в формате языковых групп – готовили SOS-мам к занятиям иностранным языком. Причём это была не только языковая практика, но и своего рода психотерапевтическая группа – мы обсуждали насущные проблемы на немецком языке. Когда в Детскую деревню приехали специалис­ты из Люксембурга, они с удивлением отметили для себя высокий уровень владения языком и нетривиальным лексическим запасом наших SOS-мам, – рассказывает Наталья Курчанова. – Этот проект сейчас выливается в обмен семьями – с немецкой SOS-деревней под Нойсом. Мы уже обсудили это с нашими коллегами из Общества дружбы Нойс – Псков.

Направления деятельнос­ти начинающих предпринимателей – самые разные. От языковой практики до мебельного производства и клуба настольных игр. Так, в цокольном этаже разместилась лавка подарков. Гибкий подход к клиенту и гуманную ценовую политику тут могут себе позволить, потому что всё оборудование – своё.

– Наша рекламно-произ­водственная фирма занимается лазерной резкой и изготовлением сувениров. Подарки ручной работы, деревянные заготовки – для арт-салонов и мастер-классов, оформление праздников, корпоративная сувенирная продукция, – перечисляет менеджер по работе с клиентами Ольга Михайлова.

Мебельным производством заведует Денис Садовников, в бизнес-инкубаторе у его предприятия – центр приёма заказов.

Компания «Инвест-Реги­он» (занимающаяся, как можно понять из названия, привлечением инвестиций) практикует артистический подход к работе – совмещает экономическую деятельность с музыкальной (группа «Октябрьский проспект», которая тут же, в бизнес-инкубаторе, и концерты даёт).

В числе достижений «Инвест-Региона» – привлечение в Псковскую область компании «Криогаз», пятый этап Кубка Европы, прошедший в 2013 году на базе цент­ра «Юность» в Острове.

– Мы привлекаем инвес­торов, предоставляя актуальную информацию, – формулирует своё предпринимательское кредо руководитель компании Константин Андреев. – Бывает, что к нам обращаются «за чудом»: все сроки и возможности исчерпаны, и нужно найти деньги, чтобы всё состоялось. И мы это чудо создаём.

Сейчас в работе очередной спортивный проект – организация подготовки чемпионата мира по биатлону среди юниоров, намеченного на февраль 2017 года. А в числе музыкальных достижений – свежий клип для поднятия настроения на песню «Не унывай».

Для Псковского бизнес-инкубатора нынешняя осень оказалась богатой на образовательные проекты. Так, 26 октября завершился приём заявок на участие в программе подготовки будущих бизнесменов.

– Эта программа рассчитана на людей, которые хотят открыть бизнес, но не знают, как это сделать, – говорит специалист по маркетингу Псковского бизнес-инкубатора Марина Иванова.

– Условие только одно – претендент должен относиться к категории молодых предпринимателей, то есть с момента регистрации его бизнеса должно пройти не более трёх лет, ну и, чтобы принять участие в программе, нужна идея. Мы оцениваем заявку на экспертном совете, даём рекомендации соискателям и выносим решение: брать человека в программу или нет. В итоге участник должен получить собственноручно составленный бизнес-план своей идеи.

Другая программа – «Ты – предприниматель», рассчитанная уже на аудиторию от 14-ти до 30-ти лет, – стартовала 8 ноября.

– Этот федеральный проект уже на протяжении нескольких лет идёт в разных регионах России, но у нас реализуется впервые,  – рассказывает заместитель директора Псковского бизнес-инкубатора Дмитрий Михайлов.

– У нас это совместный проект с управлением образования Псковской области, Фондом гарантий и развития предпринимательства и Псковским государственным университетом. Программа «Ты – предприниматель» рассчитана прежде всего на студентов. Молодёжная аудитория – благодатное поле для работы: её представителям проще принять и применить в своей жизни те требования, которые налагает на человека самозанятость. Они готовы пробовать что-то новое.

О выходе за рамки стереотипов восприятия и мышления говорил на первой лекции Андрей Дрямкин – человек с нетривиальной профессией «коуч», консультант по ведению эффективного бизнеса Псковского бизнес-инкубатора.

Не теоретизировать, а давать сугубо рабочие советы по решению проблем – примерно такой линии придерживается Андрей Дрямкин. Тому и учит.

– В псковской бизнес-среде есть один существенный недостаток: нет прорывных бизнес-идей. И этот образовательный курс, который стартует сегодня, должен хоть кого-то сподвигнуть на прорыв, – обозначает он свою ближайшую цель.

Для Пскова в своё время уникальным предложением оказалось предприятие NPN со своим таксопарком – первым негосударственным «извозчиком». Из современных примеров – компания «Пирогов» и Кузнечный дворик. Но такого уникального, штучного и при этом эффективного, по оценке специалиста, маловато.

Чтобы найти свою нишу, иногда достаточно проанализировать спрос и дать на него адекватный ответ. А иногда ещё проще – достаточно взять уже действующую модель бизнеса, но подвергнуть её придирчивому анализу и обнаружить те сегменты, которые работают не на полную катушку, – и доработать. В Пскове, к сожалению, есть тенденция просто копировать модель – целиком, без осмысления и модификации. И, чтобы вырастить продуктивное бизнес-сообщество, эту косность необходимо преодолевать.

– Сейчас сложно конкурировать по цене, – обозначает ещё одну общую тенденцию Андрей Александрович. – Нет смысла бороться с сетевиками – слишком велика разница в масштабах. Внедрять инновации – затратно и неподъёмно, особенно для начинающего бизнеса. Так что остаётся третье направление – сервис. Кто будет лидером в сервисе, тот будет на коне. А псковский сервис пока, увы, в лучшем случае на «троечку». А из сервиса можно сделать реальное конкурентное преимущество.

Он учит ещё многому: например, тому, что кризис – это возможность для роста, и прочим парадоксальным вещам.

В обозримом будущем на базе Псковского бизнес-инкубатора появится ещё одно направление поддержки начинающих бизнесменов: 15 декабря тут будет открыт информационно-консультационный центр для малого и среднего бизнеса. Реализацию проекта курирует заместитель директора Евгений Самуйлов.

Начинание это – не псковское: федерального масштаба и примерно пятилетней уже давности. Создание таких информационно-консультационных центров – часть работы по созданию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

– Малый и средний должен набирать удельный вес, а число самозанятого населения должно постепенно увеличиваться – таковы требования развития экономики, – говорит Евгений Самуйлов. – И в настоящее время принимаются определённые меры для этого.

По сути, Псковский бизнес-инкубатор и прежде оказывал те же консультационные услуги, но теперь это направление деятельности получит более чёткое оформление. Цель работы – донести до представителей малого и среднего предпринимательства информацию обо всех возможных способах получения поддержки от государства, региона, муниципалитета: организационной, правовой, финансовой… Помощь может принимать разные формы: это и участие в программах, и получение грантов и субсидий, и многие-многие варианты облегчить себе деловую жизнь. Кроме того, консультанты могут помочь пройти все бюрократические формальности с наименьшими затратами и потерями. Оценка бизнес-идеи с точки зрения её жизнеспособности, выбор организационно-правовой формы, помощь во взаимодействии с кредитными организациями – это всё тоже входит в перечень услуг цент­ра. Плюс платные услуги по юридическому или бухгалтерскому сопровождению.

– Подобные центры призваны выполнять социальную функцию для предпринимателей, особенно начинающих, – подводит итог Евгений Самуйлов. – Не будет ли создание ещё одной такой структуры излишним? Я считаю, нет. Мы выполняем, во-первых, пункты государственной стратегии. Во-вторых, по опыту других муниципалитетов, центры оправдывают своё существование. Информации много не бывает. Даже те, кто уже выстроил своё дело, зачастую заняты текучкой, повседневными делами и поэтому упускают новую информацию. Работа центра, наоборот, сфокусирована на поиске и фильтрации новейшей информации. Так что мы можем быть полезны и здесь.

Сегодня в государстве есть два вектора, которые пока не усиливают друг друга. С одной стороны, форм государственной поддержки для малого и среднего бизнеса становится больше. С другой стороны, развивать своё дело, особенно в долгосрочной перспективе, так и не стало ощутимо легче. Конечно, в нашей стране следует учитывать ещё и особенности протекания исторического процесса. У нас огромная инерция социалистического строя и противоречивый опыт так называемых «лихих 90-х». Должно пройти время, чтобы сформировались не только экономические условия для развития бизнеса, но и поменялась психология граждан – не только самих потенциальных бизнесменов, но и непосредственно окружающих их людей. Одно из подтверждений – то, что у нас до сих пор неактуален образ «частника, который платит налоги», то есть сотрудничает с государством: у нас чаще придерживаются позиции «лучше не трогайте».

Но государство сегодня берёт курс на сотрудничество. Иначе малый и средний бизнес никак не взрастить.

Ольга Донская


Количество показов 3860

номер 673 от 11.11.2016
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 673 от 11.11.2016
Все статьи номера
Эпоха Трампа
Показы   2135     Комментарии   0
Обычные герои
Показы   3535     Комментарии   0
Плюс один в рейтинге
Показы   2345     Комментарии   0
Одна история – одно будущее
Показы   4013     Комментарии   0
Проверят качество уборки
Показы   2273     Комментарии   0
Да будет свет!
Показы   2358     Комментарии   0
Высокая планка
Показы   3017     Комментарии   0
В путь!
Показы   3755     Комментарии   0
«Зелёный» – для малого и среднего
Показы   3861     Комментарии   0
Каникулы... при школе
Показы   2758     Комментарии   0
Суд обязал привести Волышово в порядок
Показы   3226     Комментарии   0
скачать в pdf
Календарь
Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31