По следам золота батьки Балаховича

Съёмочная группа телеканала «Культура» завершила в Пскове работу над тремя программами «Искателей».

Новые программы посвящены красивой легенде о Гремячей башне, а также судьбам военных деятелей – генерал-адъютанта, военного министра, члена Государственного совета Российской империи Алексея Куропаткина и атамана Станислава Булак-Балаховича. Журналисты «Псковских Новостей» сопровождали коллег одного из самых уважаемых цент­ральных телеканалов в путешествии по псковским местам.


Об «Искателях»

Цикл программ «Искатели» посвящён общественно значимым событиям истории России и зарубежья, а также судьбам известных людей, которые оставили потомкам много вопросов и тайн. На сегодняшний день «Искатели» остаются одной из самых инт­ригующих приключенческих программ на российском телевидении. Каждая из них – это событие, яркое и захватывающее расследование самых запутанных вопросов истории. Отсюда огромные рейтинги.

Съёмочная группа из трёх человек – режиссёра Александ­ра Трофимова, ведущего программы Николая Свистуна и оператора Максима Ханкишиева – работала в Пскове около недели.

Будучи людьми с юмором, телевизионщики рассказали о себе следующее.

– Я, между прочим, ветеран телевидения и старожил проекта «Искатели», – представился Александр Трофимов. – С перерывами на съёмки документального кино занят в нём около пяти лет. Продолжительное время работал в программе «Клуб кинопутешественников» – снимал документальное кино. Кстати, делаю это и по сей день. Считаю свою профессию лучшей на свете.

– Мне довелось в своей жизни заниматься разными важными и не очень важными делами, – признался Николай Свистун. – В последние годы в основном это была автомобильная тележурналистика, а также комментирование спортивных соревнований. В проекте «Искатели» я работаю с февраля этого года, то есть, я четвёртый Джеймс Бонд на данном проекте, и хочется надеяться, что буду самым лучшим.

Пока Максим Ханкишиев снимал крупные планы – археологические находки, сделанные в Пскове на раскопе за бывшей чебуречной, его товарищи рассказали о нём.

– Максим тоже ветеран телевизионного движения, – заметил Николай Свистун. – Он прошёл путь от уроженца Азербайджана до жителя среднего Поволжья. Не отказывается ездить с нами в изнурительные командировки, проводя по 20 часов в сутки с камерой весом 16 килограммов. 

– Максим обладает великолепным чутьём кадра, умело выстраивает композицию. Заранее видит, как будет на монтажном столе выглядеть чередование крупных, средних и общих планов, – дополняет Александр Трофимов.

Сам Максим признался, что Псков – фактурный город в плане работы над программой «Искатели». А ещё – очень красивый город.

Темы – одна интересней другой

Каждая из программ по хронометражу – 44 минуты. За неделю отснять весь рабочий материал – задача не из лёгких. Оттого рабочий день «Искателей» начинался рано утром и заканчивался поздно вечером. Телеканал «Культура» не может позволить себе отправлять в командировку группу только ради одного сюжета – слишком затратно, поэтому их всегда несколько.

Как рассказал режиссёр, в основе одной из программ, что они снимают в Пскове, лежит легенда о Гремячей башне. По одной из версий, она могла лечь в основу пушкинской сказки о мёртвой царевне и семи богатырях. «Искатели» исследуют этот период, привлекая авторитетных экспертов, пытаясь разобраться, где в легенде правда, а где вымысел, и, конечно, ответить на вопрос, мог ли сущест­вовать клад около Гремячей башни.

Через эту интересную историю, переплетающуюся с известными историческими фактами, авторы программы рассказывают не только о башне, но и о псковичах, строивших и эксплуатировавших это фортификационное сооружение, а также о самом городе.

История Гремячей башни – это ещё один повод познакомить зрителя с башнями Средневековья, с тем, как они были устроены, почему имели столь страшные или, наоборот, весёлые названия. Чтобы найти истину и разгадать очередную тайну, «Искатели» исследуют, в том числе, летописные источники и находки, обнаруженные на месте событий.

Другой сюжет «Культура» посвятит генерал-адъютанту, военному министру, члену Государственного совета Российской империи Алексею Куропаткину и его многосторонним интересам.

Съёмка этой передачи будет вестись в Торопце и селении Шешурино Тверской области. Её авторы начинают сюжет с рассказа о том, что в небольшом провинциальном музее в Торопце хранятся подлинные самурайские доспехи XVI–XVII веков, далее раскручивают эту увлекательнейшую историю, рассказывая, каким образом в музей попали столь необычные вещи и кому они принадлежали.

Версий много. Какие-то предлагают сами «Искатели», анализируют их, а некоторые сразу же опровергают. Другие предлагают эксперты. Пытаются обосновать их и свою точку зрения. Всё это – хороший повод рассказать зрителю о судьбе полководца Куропаткина, проведшего большую часть жизни в сражениях за своё Оте­чество, в судьбе которого отразилась трагедия XX века.

Ещё одна программа посвящена одиозному персо­нажу – участнику Гражданс­кой вой­ны, атаману Бу­лак-Бала­ховичу. Так как он больше всего «отличился» на Псковской земле, то передача о нём делается именно у нас. В съёмках, проходивших на территории Печорского района, приняли участие и мы.


Тайна клада атамана перекати-поле

Житель Печорского района Геннадий Бельковский нарушил обет молчания своей семьи, рассказав «Искателям» о хранимой ею тайне. Он согласился показать место, где, возможно, спрятаны штабная документация и награбленные драгоценности Станислава Булак-Балаховича. Для этого мы выехали на речку Вруду вместе с тележурна­листами­. Перед этим они весь день работали в архиве с документами, интервьюировали историков, краеведов, поисковиков.

До места добирались долго: вначале – по Рижскому шоссе, затем – по грунтовке, потом – по лесной дороге, а там и вовсе вышли на заросшую, но ещё сохранившую очертания дорогу довоенного периода. Для этого пришлось пройти с тяжёлой аппаратурой километров пять лесом, проваливаясь местами в мок­рый снег и болотную жижу. В итоге вышли к броду, через который в 1920-30-е годы жители деревни Бор Бельково ездили в деревню Паниковичи. Визуально здесь до сих пор прослеживаются остатки дорожной подсыпки.

– О золоте Булак-Балахо­вича я узнал от отца, – поясняет нам Геннадий Георгиевич. – Байки рассказывать он не любил. Его словам я доверяю. От кого отец узнал о кладе, он не сказал. Вроде бы, во время бегства Булак-Балаховича из Пскова на реке Вруде в 50-ти метрах от Сергинского брода его люди спрятали бочку с награбленным золотом и ящики со штабными документами. Балаховцы загнали лошадей, а новых взять было негде. Мес­та здесь глухие – деревень поблизости от Сергинского брода нет, лишь хутора, но их ещё найти надо.

Может, прос­то колесо сломалось. Пришлось разгружать повозку. Место клада обозначили камнем. На нём высекли козлиные рога и перевернули его изображением вниз.

Кто знает, может быть, и сам батька приказал спрятать свои запасы до лучших времён. Не удивлюсь, если там окажется и схрон с оружием. Потом эти территории ото­шли к Эстонии. Перед войной, когда их вернули России, сюда наведывались военные…

Максим Ханкишиев много снимал быструю, черновод­ную Вруду и её живописные берега, таинственный лес. Здесь же записали интервью с Геннадием Бельковским, а также сцены, когда вместе с ведущим «Искателей» Николаем Свистуном они обследуют берег реки. Все вместе мы попытались с ходу найти тот самый камень.

– Река очень своенравная, – предупредил местный житель. – Летом сильно разливается после дождей. Мощное течение подхватывает камни с земли и несёт их по ходу, выталкивая на берег. Есть у Вруды особенность – менять русло. За 15-20 лет на определённом участке оно так может измениться, что просто диву даёшься.

Ещё Геннадий Бельковский припомнил рассказ бывшего односельчанина, деда Якима, с которым, будучи ещё мальчишкой, пас коров. Тот как-то разоткровенничался и поведал историю о своём побеге от Балаховича, когда атаман драпал в Эстонию.

– В Гражданскую войну дед Яким служил в штабе батьки писарем, чего не скрывал, – рассказал Геннадий Георгиевич. – Он был возницей на штабной повозке. Впереди ехала ещё одна. Уходили из Пскова через Палкино на деревню Качаново. Был ли с ними Балахович, история умалчивает.

Проезжая дерев­ню Козлы, от которой до родной деревни лесом 10-15 километров, Яким задумался. От кого ему, крестьянину, убегать? Ему – что белые, что красные… Яким выбрал момент, привязал поводья к своей повозке, подстегнул лошадок и юркнул в кусты.

Имел ли он отношение к кладу Балаховича? Вряд ли. Награбленное золотишко и особо важные документы везли приближённые атамана тайно, иным маршрутом: по глухим лесным дорогам через деревни Бор Бельково, Паниковичи на Качаново. Иной проезжей дороги, с которой можно было бы выехать на крепкую грунтовку, в округе не было. Яким мог слышать от людей о кладе, но был не заинтересован, чтобы его на­шли: штабная документация – это для него прямая дорога в застенки НКВД…

Набрав фактов, уставшие, мы вернулись в Псков. «Искатели» были довольны неожиданным поворотом событий в истории с батькой Балаховичем.

Ждём эфира

Все три программы псковичи смогут увидеть в будущем году. По возвращении из экспедиции домой «Искателям» предстоит большая работа. Они пересмотрят отснятый материал, дабы узнать, что получилось, а что не удалось. Затем в сценарий, написанный в Москве ещё до командировки, сценаристы внесут правку с учётом интервью специалистов, сделанных на месте съёмок.

– Иногда сценарий приходится править уже на съёмочной площадке. Порой доходит до того, что в итоге от начального сценария остаются три тире и две запятых, а иначе не может быть, так как краеугольным камнем любой программы «Искатели» являются не наши домыслы, а компетентное мнение экспертов. Это наш главный принцип, – приоткрывает секреты телекухни Николай Свистун. – Так было у нас в Осетии. Сценарист в работе над сценарием опирался на одни источники, а местные профессора рассказали совершено о другом. К сожалению, те источники, на которые следовало бы опереться, иногда не столь легкодоступны, их не столь много в цифровом виде, чтобы воспользоваться. Это проблема некоторого рода ограниченности ресурсов.

С другой стороны, это не так уж и плохо. Чтобы сделать что-то настоящее, нужны две вещи – идея и недостаток времени. Пока того и другого нам хватает. Кроме того, такие неожиданные моменты придают проекту живость, хотя они вводят съёмочную группу в состояние жёсткого стресса. И тогда мы в сердцах начинаем ругать сценаристов за то, что они заранее всё не придумали или не предусмот­рели.

Кстати, в сценарий программы о Булак-Балаховиче тоже предстоит внести изменения в связи с рассказом Геннадия Бельковского. Только после этого начнётся монтаж, озвучание материала.

По словам режиссёра, съёмка программ «Искателей» не увязывается ни с важными датами, ни с юбилеями:

– Псковским зрителям придётся немного потерпеть, – объяснил Александр Трофимов. – Одно могу сказать с уверенностью: это будут захватывающие и правдивые истории, которые люди смотрят на одном дыхании. Интригующие сюжеты дадут достаточно пищи для размышлений.

Александр Милька


Количество показов 8967

номер 671 от 03.11.2016
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 671 от 03.11.2016
скачать в pdf
Календарь
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1