Талабская перегрузка

В Пскове подвели итог сезона летней речной навигации.

Водная прогулка в нашем климате – удовольствие сугубо летнее. Водным путём активно пользуются и паломники: только по озеру можно попасть на Талабские острова, ставшие архипелагом в Псковском озере. Сейчас, в год 10-летия со дня кончины известного на всю страну старца Николая, туда идёт особенно большой поток православных – центры паломнического туризма только успевают принимать заказы, а капитан курсирующего между материком и островом судна – приглашать богомольных пассажиров на борт. Дело благое, но с одной важной оговоркой: как выяснилось, в таких «одухотворённых» поездках судоводитель нередко пренебрегает элементарными правилами безопасности. Ситуация с речным транспортом в стране вообще далека от идеала – достаточно вспомнить массу фактов о состоянии отрасли, обнажившихся после катастрофы с теплоходом «Булгария» в июле 2011-го. Если продолжать в том же духе, недалеко до «Булгарии» и на Псковском озере…

Чисто русский авось

– В августе проводилась проверка безопасности движения водного транспорта на Псковском озере и реке Великой, – говорит заместитель Псковского транспортного прокурора Инна Распопина. – По итогам проверки было выявлено, что теплоход «Талабск», который перево­зит жителей из деревни Толба Псковского района на остров Залита, курсирует со значительной перегрузкой.

«Значительная» – ещё мягко сказано: проверяющие застали момент, когда катер, рассчитанный на 10 пассажиров и «укомплектованный» при этом 42-мя человеками на борту, сел на брюхо у самого берега. Судно пытались буквально вытолкать в плавание…

– Это был паломнический тур. Судно было перегружено более чем в 4 раза и просто не могло тронуться с места, – свидетельствуют в прокуратуре. – Соответственно, возникли вопросы к оснащённости судна спасательными средствами – поскольку судно комплектуется ими из расчёта на допустимое количество пассажиров…

Где были эти спасательные средства и сертифицированы ли они – тоже вопрос. Тут же опросили капитана, пассажиров, затребовали бумаги. В акте ежегодного освидетельствования техсостояния судна предельная пассажировместимость обозначена чётко и компромиссных решений не предполагает: 10 человек, и никак не больше.

– По итогам проверки решается вопрос о мере ответственности судовладельца, материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела уже направлены, – описывает нынешнее положение вещей Инна Распопина. – Пока, по предварительным результатам исследования, специалисты подтвердили, что признаки угрозы жизни и здоровью людей присутствуют.


Кто ответит?

Желающих почувствовать на себе талабские благодати набирают в группы сотрудники паломнических служб. Гиды не обязаны знать, сколько человек может принять на борт катер или теплоход – за все кондиции своего судна и соблюдение техники безопасности отвечает капитан. Стандартная тургруппа – порядка 40-ка человек. Значит, управляющий 10-местным судном капитан по всем правилам должен сделать как минимум четыре ходки, чтобы эту группу перевезти на остров. Ещё столько же рейсов – чтобы вернуть её на материк. Дорога в один конец занимает плюс-минус полчаса… Понятно, что такой «тур» растянется на целый день – пока туда, пока обратно, на поклонение святыням времени не останется!

– Наши граждане не приучены думать о своей собственной безопасности, – с сожалением констатируют в транспортной прокуратуре. – Это подтверждает статистика по всем видам транспорта, не только по вод­ному. А между тем, хотя ответственность лежит на капитане судна, зачастую рассчитывать в этих вопросах стоит в первую очередь на себя.

Что пассажир имеет право потребовать, чтобы удостовериться хотя бы в технической благонадёжности корабля?

– Вы имеете право обратиться к капитану судна и попросить у него акт о прохождении ежегодного освидетельствования судна. В этой бумаге будет указан год выпуска судна, его пассажировместимость и количество спасательных средств, – перечисляют в прокуратуре. – Это не является закрытой информацией, а согласно закону о защите прав потребителей человек имеет право получить исчерпывающую информацию о свойствах услуги, которую он оплачивает. В данном случае – транспортной.

И ещё: любому пассажиру при подъёме на борт должно быть понятно, куда в случае чего бежать за спасательным жилетом. Либо спасательные средства должны быть на виду, либо на судне должны быть размещены внятные объявления и указатели – как пройти к месту их складирования.


Плавучая кухня

– В прошлом году по реке Великой в городе курсировали три теплохода – «Псков», «Буревестник» и «Александр Невский», в этом остался только один – «Псков», – обрисовала общую ситуацию с речной навигацией заместитель транспортного прокурора. – «Псков» только в прошлом году был спущен на воду после реконструкции, так что у проверяющих ведомств нареканий не было.

Освидетельствования проводятся каждый год, обычно в апреле – замеры, осмотр днища, проверка электробезопасности. Целый воз нарушений выявили в итогах внеплановых проверок – как раз после крушения «Булгарии», причём нарушений не только по технической, но и по санитарно-эпидемиологической части.

– Если на теплоходе в буфете торгуют только фасованной, пакетированной продукцией – сухариками, чипсами, то проблем, как правило, нет, – отмечает Инна Распопина. – Но попытки обустроить полноценную кухню с приготовлением блюд на месте чаще заканчиваются провалом: любая проверка обнаружит многочисленные нарушения.

Одно из самых ярких проявлений – чересчур «ароматное» замаринованное для шашлыка мясо. После и не разберёшь, морская болезнь настигла или какая палочка кишечная обуяла…


Знатные кренделя

Новое для Пскова явление – щёголи на водных мотоциклах, закладывающие виражи и на Великой, и на Пскове. Народ смотрит на эти кренделя с моста, завидует. А между тем в черте города такие выкрутасы заслуживают только одного – штрафа.

– Езда на таких видах водного транспорта в черте города запрещена, за нарушение наступает административная ответственность, – подчёркивает Инна Игоревна. – Однако сотрудники ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам), которые должны пресекать такие нарушения, являются заложниками малочисленности своего ведомства. Инспекторы работают в основном в озёрных водоёмах, на реках проводят только рейды, и в целом у таких ездоков очень немного шансов попасться инспектору и схлопотать штраф.

Водный мотоцикл на реке – всё равно что скутер на дороге. Чем ловить таких персонажей «в свободном полёте», может, проще ужесточить правила продажи таких транспортных средств?

Ольга Донская, oba@nwpskov.ru

Пятилетка на катере

Впервые новенький катер КС-110 «Талабск», выпущенный в ноябре 2006-го, спустили на воду более пяти лет назад – в июне 2007 года. Это пассажирское судно приобрели за счёт областной казны специально для нужд островных жителей Псковского района – для обеспечения транспортного сообщения с островами Талабского архипелага в навигационный период. Вопрос «Как добраться?» остро встал перед островитянами после закрытия псковского порта. Самостоятельно районные власти не смогли найти средства на организацию сообщения – катер стоил более 3 миллионов рублей. На момент выхода «Талабска» на маршрут на островах Залита и Белов проживали 240 человек. Расписание рейсов катера привязали к расписанию автобуса до Толбы – именно оттуда отчаливало судно, а для местных жителей и приезжих разработали дифференцированные прейскуранты: для приезжих поездка на острова обходилась вдвое дороже, чем для «своих».


Наших убыло

В этом году по Великой курсировал только один теплоход.

В Пскове нынешний сезон навигации по Великой открыли скромно: и так небольшой плавучий парк прогулочных теплоходиков значительно сократился. С маршрута сошли «Буревестник» и «Александр Невский». Капитан «княжеского» судна Сергей Новиков накануне открытия сезона–2012 вывесил в Интернете объявление – с благодарностью всем посетителям теплохода «за долгие года совместной жизни». Само судно, потребовавшее слишком дорогостоящего ремонта – соответствующее заключение выдали проверяющие ведомства по итогам обследования судна, – было выставлено на продажу. Подобная участь поджидала и «Буревестник».

Потом для реконструкции перекрыли все подступы к набережной – причал с привычного места автоматически «переехал» на другую сторону моста, под стены кремля. Речные прогулки как разновидность летнего досуга сами по себе стали неочевидной возможностью.

Комментируя уровень развития «Пскова речного», Сергей Новиков был скуп на оптимистичные оценки. Востребованные в прошлом маршруты, о которых ностальгируют нынешние псковичи – например, в Эстонию, – по мнению эксперта, вряд ли будут восстановлены в ближайшее время: на это понадобится слишком много средств, да и требования пассажиров к комфорту и уровню сервиса значительно изменились… Так что сейчас река в туристической инфраструктуре работает на Псков по минимуму – только как видовой объект, предмет для любования. А между тем, по некоторым подсчётам, на одном только «Александре Невском» в сезон совершали речной променад от 7 до 10 тысяч человек.


55 лет исполнилось теплоходу «Александр Невский», когда его списали с «великорецкой дистанции».


Количество показов 8791

номер 209 от 05.09.2012
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 209 от 05.09.2012
скачать в pdf
Календарь
Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3