Пушкин онлайн

Пушкинский театральный фестиваль: итоги вынужденного онлайн-эксперимента.

В этот понедельник, 8 июня, показом «Бориса Годунова» в постановке литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса завершился XXVII Пушкинский театральный фестиваль. Впервые за свою немаленькую историю, с 1994 года, — не в феврале и впервые онлайн.

Если бы фестиваль сохранил за собой привычное место в календаре, скорее всего, спектакли успели бы пройти в обычном режиме. Но сроки этого театрального события определили с 20 мая по 8 июня, и Пушкинский театральный фестиваль оказался перед вызовом: массовые мероприятия с марта - под запретом из-за пандемии коронавируса. И тем не менее он состоялся. В онлайн-формате.

Как это было

Итак, 20 дней, 22 спектакля, созданных на основе или по мотивам произведений Пушкина и других русских классиков режиссёрами в театрах Петербурга, Башкортостана, Бурятии, Карелии, Омской, Саратовской, Тюменской, Челябинской и Псковской областей, а также в Израиле, Литве, Финляндии и Эстонии.

Из двух путей - перейти полностью в онлайн или перенес-ти «на попозже» - организаторы Пушкинского театрального фестиваля выбрали третий: как пояснил арт-директор фестиваля Андрей Пронин, в онлайн-версию были включены спектакли, которые по разным причинам не смогли побывать в Пскове, а часть спектаклей планируется показать позже - когда эпидемиологический режим позволит.

Кроме собственно спектаклей, пространство фестиваля создавали и наполняли другие художественные формы. Была виртуальная выставка «ЕО. Алгоритмы», подготовленная куратором Людмилой Кирсановой, с участием псковского поэта Артёма Верле и медиахудожников из Москвы, Петербурга, Вены. Были записи лекций из фестивального лектория прошлых лет. А ещё был блог для критиков и аккредитованных журналистов с рецензиями на спектакли фестиваля.

Весь онлайн-проект состоялся при поддержке Союза театральных деятелей России. Трансляции шли на «именном» сайте фестиваля - pushfest.ru и в группе Псковского театра драмы в социальной сети ВКонтакте; некоторые спектакли транслировались также на сайтах журналов «Театр», «Петербургский театральный журнал» и на colta.ru. Спектакли были в том числе и архивные, снятые с показа - и это не тот случай, когда старые записи попали в программу «для объёма»: видео спектаклей в Сети не так много, а запись «Тараса Бульбы» в постановке Андрия Жолдака и вовсе нашлась чудом, и для ценителей увидеть её - возможность уникальная.

Потери и находки

Что потерял, а что нашёл Пушкинский театральный фестиваль, оказавшись в виртуальном пространстве?

- Онлайн-формат даёт возможность показать больше спектаклей, обеспечивает больший географический охват, это не так затратно, как очный фестиваль. Может быть, это не самый выигрышный способ показывать хорошие спектакли, но других вариантов не было, - говорит Марина Николаева, директор Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина и исполнительный директор фестиваля. - И не только из-за коронавируса и связанных с этим ограничений, но и потому, что некоторые спектакли уже просто не идут на сцене, а некоторые мы вряд ли смогли бы привезти в Псков. Например, «Бориса Годунова» было бы безумно дорого везти в Псков из Литвы. А зрительский интерес к нему огромный: спектакль стал одним из лидеров по числу просмотров.

Для трансляции использовались записи спектаклей, и они были очень разными по качеству: где-то выполнена съёмка с нескольких камер, есть монтаж, крупные планы, где-то - скорее техническая рабочая запись. Чтобы её посмотреть, требуется определённое усилие, но оно того стоило, уверена Марина Николаева. А для всех работников театра как отрасли это - повод задуматься о профессиональной и «смотрибельной» съёмке постановок. Художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина Дмитрий Месхиев уже обозначал этот момент: необходимость закладывать расходы на видеофиксацию спектакля в его бюджет.


Зритель должен прийти

Большинство спектаклей шли дважды - вечером, в 19 часов, и на следующий день - в 13 часов. В «вечном доступе» эти записи не остались: кто хотел - тот посмотрел, а кто не успел - тот опоздал, как говорится. Почему нельзя было сделать эту фестивальную онлайн-площадку своеобразной видеотекой, чтобы все могли приобщиться к искусству в любое время?

- В рамках фестиваля мы использовали максимально приближенный к онлайн-трансляции формат: спектакль начинается в условленное время, длится ровно столько, сколько составляет его хронометраж, и более не доступен. Это было условием, на котором мы просили и получали спектакли у театров для фестивального показа, - объясняет Марина Николаева. - Театрам не хочется просто так выкладывать в открытый доступ спектакли, которые идут на сценах. Авторы имеют право на то, чтобы регулировать распространение своего продукта, на то, чтобы их продукт не был доступен по первому клику. В театр ведь тоже нельзя явиться тогда, когда хочется и удобно. И это, кроме экономических моментов и вопросов авторского права, вопрос зрительской преданности театру. Кого-то из зрителей мы наверняка потеряли таким образом, но это знак уважения и к создателям спектакля, и к фестивалю, событию. Зритель должен прийти на спектакль, даже если он смотрит его из дома. Искусство требует хотя бы минимального усилия, тогда оно более ценно.


Собрать просмотры

Наибольшей популярностью у зрителя на фестивалях пользуются спектакли зарубежных театров, и это естественно: шансов посмотреть их немного. Онлайн-фестиваль не стал исключением: иностранные постановки набрали много просмотров. Около 4000 - у «Мастера и Маргариты» от театра Viirus из Хельсинки в постановке режиссёра Эйидля Палльсона. Около 5400 - у «Отцов и детей» от израильского театра «Гешер» из Тель-Авива в постановке Йехезкеля Лазарова (география просмотров этого спектакля включала, помимо российских и израильских, зрителей из США). Популярной оказалась постановка по современной прозе - «Зулейха открывает глаза» по одноимённому роману Гузели Яхиной от Башкирского театра драмы в постановке Айрата Абушахманова (более 2800 просмотров). Впрочем, и открывший фестивальные показы спектакль «Шинель. Dress code» Тимофея Кулябина (2012 года постановки) собрал немалую онлайн-аудиторию - около 4700 просмотров. Многие зарубежные спектакли шли на иностранном языке и с субтитрами.

Зрительская аудитория онлайн-фестиваля оказалась не ограничена только Псковом, значительным был и отклик театральных критиков. Но не оказалась ли такая «передовая» подача ограничением для зрителей в возрасте, которые составляют значительную часть театральной публики?

- Не уверена, что аудитория онлайн-фестиваля - та же самая, что приходит в зал. Однако сам факт просмотров спектаклей, посещения сайта может говорить о том, что формат успешный. Есть статистика Яндекса по возрасту: посетителей фестивального сайта в возрасте от 18 до 24 лет оказалось около 6%, от 25 до 34-18%, примерно столько же в возрасте от 35 до 44 лет. 23,5% - это посещения сайта фестиваля пользователями в возрасте от 45 до 54, и 32% - люди в возрасте за 55. Полностью полагаться на эту статистику я бы не стала, но, кажется, онлайн-формат не отсекает «взрослую» часть аудитории.

Какова экономика онлайн-фестиваля? С одной стороны, нет нужды хлопотать о приезде и размещении гостей. С другой стороны - и продаж билетов нет.

- Да, продаж билетов нет, но фестиваль - всегда некоммерческое дело, скорее затраты, чем выручка, - обозначает общую закономерность Марина Николаева. - Но это праздник театра. Мы не отказываемся от идеи очного фестиваля, который должен состояться ориентировочно осенью, но благодаря поддержке Союза театральных деятелей России сейчас смогли показать ещё и большую онлайн-программу. На организацию онлайн-фестиваля затраты меньше, чем на фестиваль очный, но они есть.


Онегин как алгоритм

«Следы» нынешнего события хранит сайт Пушкинского театрального фестиваля (напоминаем, pushfest.ru): сохранится вся лента новостей (в разделе «Архив»), блог журналистов и театральных критиков. И там же продолжает свою работу виртуальная выставка «ЕО. Алгоритмы».

- Выставка посвящена роману в стихах «Евгений Онегин», она будет работать до осеннего театрального фестиваля и, надеюсь, послужит своеобразным «мостом» к нему, - говорит Марина Николаева. - В первую очередь её надо не смотреть, а читать и слушать. В ней приняли участие медиахудожники из разных городов и стран, а также псковский автор Артём Верле. Выставку сопровождает комментарий филолога Илоны Мотеюнайте: она аналитически осмысляет, почему «Евгений Онегин» до сих пор интересен как текст. Я благодарна куратору выставки Людмиле Кирсановой: она псковичка по происхождению, сейчас живёт в Вене, является независимым куратором проектов современного искусства и сделала эту выставку для нас буквально из любви к искусству, на благо Пскова, театра и его зрителей.


Онлайн-перспектива

Конечно, с «живым» посещением спектакля не сравнится ничто. Но, как полагают в театре, есть форматы, которые онлайн только выигрывают.

- Удачным оказалось выкладывание лекций: слушатель практически ничего не теряет, просматривая их в Сети, а это важный образовательный ресурс, и охват получается больше, - комментирует наша собеседница. - И выставка онлайн - это, я считаю, успех, и даже благодарна всем обстоятельствам, потому что у нас появился стимул развивать этот формат. Его точно будем использовать и дальше. Что касается показа видеоспектак-лей, нужна большая предварительная работа, профессиональная съёмка сценического действа.

Что же всё-таки планируется на осень? Называть конкретные города, имена, театры и спектакли ещё рано: предварительные переговоры проведены, но пока ситуация остаётся подвешенной. Дело не только в том, когда будут сняты ограничения на проведение массовых мероприятий и посещение театров, но и в том, что слишком многие культурные события весны и лета уже отложены на «после карантина». Как будет выстроен график артистов - сказать сейчас невозможно. Но, по крайней мере, идея «очного» Пушкинского театрального фестиваля сохраняется.

Ольга Донская


Количество показов 120

номер 1029 от 11.06.2020
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 1029 от 11.06.2020
Все статьи номера
Системная консолидация
Показы   163     Комментарии   0
Дорогие псковичи!
Показы   160     Комментарии   0
Дорогие мои старики
Показы   131     Комментарии   0
Пушкин онлайн
Показы   121     Комментарии   0
скачать в pdf
Календарь
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2