Дорогие мои старики

Дорогие мои старики

За неделю социальный работник приносит своим подопечным из магазина почти два центнера продуктов.

8 июня в нашей стране профессиональный праздник отметили работники сферы социальной защиты населения. Обычно о них редко вспоминают, но для людей старшего возраста и инвалидов эти люди сродни лучикам света в тёмном царстве. И продукты купят, и за квартиру заплатят, и льготные лекарства оформят, а иной раз и жизнь спасут.

С одной из таких героинь журналисты «Псковских Новостей» хотят поз-накомить читателей газеты. Надежда Грива работает в Центре социального обслуживания Пскова в отделении социального обслуживания на дому с 2009 года.

В отделении трудится почти 40 человек, и все - женщины.

- Работа у нас действительно трудная, трудная и в физическом, и в психологическом плане, - не скрывает собеседница. - В обязанности социального работника входит принести подопечным продукты, оформить положенные социальные льготы (жилищные субсидии, единовременные выплаты), выкупить льготные лекарства, оплатить коммунальные услуги, поверить счётчики, а при необходимости сопроводить пожилых людей в поликлинику, пенсионный фонд или другое учреждение. Как-то мы с другими женщинами подсчитали: за неделю один социальный работник приносит подопечным только продуктов почти два центнера! И это всё - в руках! Специальным транспортом мы пользуемся для доставки только тяжёлых средств реабилитации или объёмных упаковок памперсов.


От улыбки хмурый день светлей!

Но порой физическая усталость не идёт ни в какое сравнение с психологической. По словам Надежды Сергеевны, социальный работник не имеет права прийти к подопечным в плохом настроении или, к примеру, поплакаться на неважное самочувствие или собственные болячки. С возрастом пожилые люди начинают болезненно реагировать на любые мелочи, неприятности и неудачи.

По закону подопечные социального работника считаются получателями социальных услуг, но Надежда и её коллеги между собой называют всех ласково - «наши бабушки и дедушки».

- У меня таких бабушек и дедушек сейчас четырнадцать, - продолжает рассказ Надежда Сергеевна. - По договору отделения социального обслуживания я захожу к ним дважды в неделю. Помимо помощи с покупкой продуктов и лекарств, всегда стараюсь поговорить, утешить или отвлечь от мрачных мыслей. Например, одна бабушка по натуре была очень подвижной и активной. До самозабвения любила свою дачу, но пришло время, когда работа на грядках стала ей не под силу. Женщина с трудом передвигалась даже по собственной квартире, а без любимого увлечения и вовсе стала гаснуть прямо на глазах. Тогда я предложила ей полистать журнал «Моя дача» и другие печатные издания, рассказывающие о работах в саду и огороде. Бабушка заинтересовалась, втянулась, стала выбирать сорта цветов. И снова ожила!

Так я поняла, что спасти многих пожилых людей от одиночества может хобби.

Азбука Лорма и пельмени

Есть среди подопечных Надежды Гривы и совершенно удивительные люди. Так, например, одна женщина пишет стихи и статьи для журналов, ведёт активную переписку с людьми из разных городов и стран, участвует во всевозможных конкурсах. Но самое удивительное, что женщина эта слепая и глухая. Из-за тяжёлой болезни она потеряла зрение, и врачи не смогли ей помочь. У неё нет семьи, но внутреннему стержню и жизнелюбию этой представительницы слабого пола многие могут только позавидовать.

- Когда заведующая нас знакомила, то сразу возник вопрос: как общаться? - вспоминает Надежда Сергеевна. - Решение проблемы предложила сама подопечная. Она научила меня азбуке Лорма - азбуке для общения слепоглухонемых. Показывала все буквы жестами, а я запоминала. Примерно через неделю мы уже могли свободно «разговаривать».

К слову, до обращения в Центр социального обслуживания, да и сейчас этой женщине продолжают помогать волонтёры Псковского православного движения. Ребята подсказывают с покупками через Интернет, а на Новый год даже организовали катание на лошади (сколько потом было впечатлений!). В этом году они помогли найти сопровождающего для нашей общей подопечной в санаторий. Да я и сама к ним обращаюсь, когда не могу в какой-то ситуации ничего сделать, исчерпав все профессиональные возможности.

Тем, кто зацикливается в жизни на мелких неприятностях или неудачах, социальный работник напоминает, что рядом с нами живут люди, которым даже сварить пельмени - целая проблема. Нам кажется это элементарным, но если человек ничего не слышит и не видит? Как определить момент, когда закипит вода и надо бросать пельмени? Как понять, что они готовы? А ведь даже такие люди, в распоряжении которых одни тактильные ощущения, могут творить, поддерживать друг друга и создавать великолепные произведения искусства.

Миротворцы

Ни в одной должностной инструкции вы не найдёте и то, что социальный работник должен помогать своим подопечным в восстановлении родственных связей. А это бывает сплошь и рядом. Сын забыл поздравить маму с днём рождения или не приехал в обещанное время. И пошло-поехало. Обида, скандал и молчание. Сначала дни, потом месяцы и годы...

- У меня была ситуация, когда взрослый сын поругался с матерью, - вспоминает собеседница. - А у него больше никого нет, и у мамы тоже. Очень долго они не встречались и даже по телефону не разговаривали. Тогда я пошла на хитрость и подошла к сыну, сказала, что мама его очень любит и мечтает увидеть. Потом встретилась с пожилой женщиной и поговорила с ней. А спустя выходные сын вызвался сам помочь матери по дому!


И днём, и ночью

Надежда Сергеевна говорит, что работает социальным работником уже десять лет. Признаётся, что когда становилось особенно трудно, то подумывала о смене профессии. Но ни разу дальше эти мысли не пускала.

- Поначалу собственные дети ревновали меня к чужим бабушкам и дедушкам, да и мужу не нравилось, что могли позвонить и днём, и ночью, - констатирует женщина. - Теперь смирились, ведь порой за таким звонком - вопрос жизни и смерти. К примеру, в прошлом году я долго не могла дозвониться до одной из своих подопечных. Пришлось сообщить родственнику, проживающему в Санкт-Петербурге. Вместе названивали пожилой женщине весь вечер, хотя накануне разговаривали с ней, и всё было в порядке. А тут - длинные гудки.

Я попросила родственника обратиться за помощью в МЧС Санкт-Петербурга, объяснить ситуацию и дать разрешение на вскрытие входной двери в квартире бабушки в Пскове. Буквально в течение 5 минут питерские спасатели связались с псковскими коллегами и решили все формальности, а уже через 15 минут МЧС, скорая и полиция были у дверей бабули.

Когда вскрыли квартиру, то оказалось, что пожилая женщина упала и сломала шейку бедра. Без медицинской помощи она, скорее всего, не дожила бы до утра. А так мы доставили женщину в больницу, где её сразу прооперировали. Вскоре бабушка пошла на поправку.

Хотелось бы поблагодарить всех, кто мне тогда помогал: спасателей, которые аккуратно открыли входную дверь, не повредив замок, сотрудников скорой, которые поддерживали и успокаивали бабушку во время оказания первой медицинской помощи и полицейских, которые также проявили участие.

Сейчас родные уже не ревнуют Надежду Гриву к работе и даже помогают. Глава семьи всегда подскажет, где, к примеру, можно приобрести недорогую и качественную деталь для сломавшегося крана. Бывает, что на подмогу маме спешат даже дети.

- Наша профессия, наверное, это всё-таки в первую очередь призвание, - подводит итог нашему разговору Надежда Сергеевна. - Не любой сможет работать. Бывало, что человек устраивался, начинал знакомиться с подопечными и уходил. Это действительно тяжело. А ещё надо иметь и терпение, и доброе сердце, и желание помочь другому. В любое время суток быть готовым сорваться по звонку и прийти на помощь старому и больному человеку.

Наша собеседница говорит, что все её коллеги без исключения достойные люди, очень внимательные и терпеливые. Даже к недоразумениям, которые порой происходят из-за плохого слуха пожилых людей, они относятся с пониманием. Старики - это ведь большие дети. Что-то забудут, не расслышат, а обида потом «на всю оставшуюся жизнь».

- Если есть у человека терпение, доброе сердце и открытая душа, сможет у нас работать! - уверена собеседница. - Остальному можно научиться. Конечно, при наличии желания…

А ещё я хочу поблагодарить всех, кто ежедневно помогает нам, социальным работникам, начиная от продавцов в магазине, электриков, сантехников, врачей, администраторов в поликлиниках, сотрудников органов социальной защиты, фондов социального страхования и многих других людей. У нас в Пскове народ добрый и отзывчивый!

Ольга Малинова


Справка

Центр социального обслуживания Пскова ведёт свою историю с открытия в июле 1987 года отдела социальной помощи на дому при Псковском горисполкоме. Сегодня он имеет уже четыре отделения: реабилитации и срочной социальной помощи (ул. Советская, д.111, тел. 66-17-55); социального обслуживания на дому (ул. Стахановская, д.1, тел. 66-97-24), специальное отделение для одиноких престарелых, проживающих в специализированном жилье «Псковский дом ветеранов» (ул. Кузбасской Дивизии, д.30-а, тел. 68-22-04), стационарное отделение и отделение ночного пребывания по оказанию помощи лицам без определённого места жительства (ул. Я.Фабрициуса, д.27-а, тел. 62-12-93).


Количество показов 130

номер 1029 от 11.06.2020
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 1029 от 11.06.2020
Все статьи номера
Системная консолидация
Показы   162     Комментарии   0
Дорогие псковичи!
Показы   159     Комментарии   0
Дорогие мои старики
Показы   131     Комментарии   0
Пушкин онлайн
Показы   120     Комментарии   0
скачать в pdf
Календарь
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2