Локомотив истории

«Псковские Новости» продолжают знакомить читателей с малыми музеями Пскова. Сегодня мы рассказываем о Псковском филиале музея Октябрьской железной дороги.

История музея начинается в 1967 году: тогда в нашем городе усилиями энтузиастов-железнодорожников был создан музей Псковского отделения железной дороги. И сейчас у входа посетителей встречает уже ставшая исторической первая музейная вывеска.

- В те годы работу по комплектованию экспозиции непосредственно возглавил начальник отделения Николай Мельников, - рассказывает методист отдела по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги Татьяна Костина. - В сборе экспонатов, изучении архивных материалов самое активное участие принял инженер тяги Александр Валентик, впоследствии ставший руководителем музея.

Изначально музей размещался на третьем этаже правого крыла здания железнодорожного вокзала. В 1988 году переехал, но недалеко, через дорогу, в помещение бывшей поликлиники, где находится и по сей день.

- Большинство исторических сведений сейчас мы получаем из воспоминаний ветеранов, представителей династий железнодорожников, - продолжает рассказ Татьяна Николаевна. - Частые посетители у нас - школьники, студенты. Это неспроста. Ведь одними из основных направлений в нашей деятельности остаются профориентация молодёжи, занятия с ними по безопасности и патриотическому воспитанию.

Для достижения этих целей музейщики идут в ногу со временем, используя современные информационные технологии: в лекционном зале каждый желающий может «посетить» интерактивный киоск и получить нужную информацию о профессиях, связанных с железнодорожным транспортом, профильных учебных заведениях, правилах безопасности, истории железных дорог.

Но вот уже раздался удар станционного колокола (а такие колокола имелись на всех станциях вплоть до 50-х годов прошлого века), а значит, настало время знакомиться с экспозицией.

Представленные в трёх залах музея материалы и экспонаты рассказывают об истории Пскова – железнодорожного, о наших именитых земляках-путейцах, участии псковских железнодорожников в Великой Отечественной войне.

Днём рождения станции «Псков» считается 10 февраля 1859 года. Более ста лет назад в Псковский край пришла железная дорога и перевернула жизнь региона, став сильнейшим стимулом в развитии экономики.

В музее собрана коллекция фрагментов рельсов: самый ранний из них датирован 1887 годом, произведён в Германии. Эти рельсы были уложены в 1888 году на первом железнодорожном мосту в Пскове через реку Великую, который был взорван в Первую мировую войну. Более поздние фрагменты - также иностранного происхождения. Но уже к концу XIX века в России начинает развиваться собственное рельсовое производство (заводы Демидова, Южно-Российское металлургическое общество), образцы их также можно увидеть в экспозиции.

Чем не наглядный пример процесса импортозамещения?

Вместе с железной дорогой появились новые профессии, она диктовала моду, формировала невиданные ранее привычки, уклад жизни. Об этом свидетельствуют и выставленные музейные экспонаты.

Здесь, к примеру, можно увидеть макет комнаты дежурного по станции конца XIX – начала XX века. Сам дежурный облачён в форму образца 1906 года (реконструкция). И тут же - подлинные телефон и телеграф Морзе той эпохи.

К слову, ещё один телеграф Морзе из экспозиции музея по-настоящему легендарный: считается, что именно на этом аппарате в 1917 году работала Мария Камарзина, когда передавала в Петросовет сведения о передвижении царского поезда.

И вот тут нельзя было не спросить, всё-таки на какой станции Николай II отрёкся от престола?

- В какой момент российский император принял такое решение, - говорит Татьяна Николаевна, - знал, наверное, только он. Было это на станции «Дно» или уже позже в Пскове, достоверно неизвестно. Формально отречение состоялось всё-таки в Пскове.

Истории отречения последнего российского императора посвящён целый раздел информационного стенда.

В витрине находятся и свидетели того тяжёлого времени смены эпох: старинная зажигалка и письма с фронта Первой мировой войны - семейные реликвии, переданные музею Георгием Борисовичем Ефимовым, потомственным железнодорожником. С этой зажигалкой его дед прошёл всю ту войну, а трогательные письма он писал домой, своей жене.

Это в традициях музея - сохранять личные истории псковских железнодорожников. Этому посвящена значительная часть экспозиции: воспоминания ветеранов, рассказы о трудовых династиях, награды, фотографии, документы.

Здесь бережно хранят кружку Сергея Верязова (передана его родными), легендарного комиссара партизанского отряда. Он родился в семье потомственных железнодорожников. Перед самой войной был назначен начальником политотдела Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Погиб в бою с фашистами 15 декабря 1941 года.

Участию работников железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне, их самоотверженности и героизму посвящены материалы, документы и экспонаты, представленные в третьем зале музея.

В витринах - боевые награды, письма с фронта, воспоминания фронтовиков, фотографии.

- Мы постоянно работаем над пополнением музейной коллекции, обновлением экспозиций, - рассказывает Татьяна Костина. - В ближайших планах - включение в работу ещё одного интерактивного киоска, который расскажет посетителям хронику освобождения Пскова от фашистов. Сохранение истории своей страны, родного края, своей семьи, профессиональных традиций - важнейшая задача сегодня.

Что касается профессии железнодорожника. Для того, чтобы прочувствовать её дух, силу, значимость, в музее выставлен целый ряд экспонатов: инструменты, механизмы, аппараты, макеты паровозов разного времени, платформы, вагоны.

Посетители имеют возможность почувствовать себя работниками паровозной бригады, взяв в руки шлаковую лопату, пику или скребок, каждая из которых совсем нелегка, а длиной - более трёх метров!

Или узнать, что такое жезловый аппарат системы Трегера, или как устроен механизм сцепки вагонов.

А ещё - полюбоваться коллекцией сигнальных фонарей. И, если повезёт, ударить в станционный колокол.

Лариса Рязанцева


Количество показов 114

номер 1028 от 05.06.2020
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 1028 от 05.06.2020
Все статьи номера
Оценка для губернатора
Показы   91     Комментарии   0
Псков-2019. Итоги года
Показы   128     Комментарии   0
Соблюсти дистанцию
Показы   100     Комментарии   0
Бисер под печкой
Показы   112     Комментарии   0
Локомотив истории
Показы   115     Комментарии   0
скачать в pdf
Календарь
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2