Отряд «Ливень»

Сколько километров «огоньков» на городской ёлке и почему ливневая канализация не справляется с нагрузкой, рассказали в специализированной службе Пскова.

Городская специализированная служба появилась в Пскове в 2017 году – после не совсем понятной и многотрудной реорганизации бывшего комбината благоустройства. В феврале 2018 года специализированную службу возглавил Сергей Фёдоров – депутат Псковской городской Думы (фракция КПРФ) по единому городскому округу.

Сфера деятельности предприятия – городское коммунальное хозяйство: от обслуживания мостов и ливневой канализации до праздничного оформления улиц. За два года коллективу под руководством Сергея Фёдорова удалось привести в чувство заброшенный автопарк спецмашин, навести порядок на территории и наладить работу – несмотря на все сложности. Всё это получается благодаря универсальному правилу: «Кто хочет сделать – ищет способ; кто не хочет – ищет причины». Здесь предпочитают искать как раз способы.

Техника на ходу

– Когда я сюда пришёл, было довольно мрачно – разруха и развал, потому что предыдущее руководство интересовалось, в основном, извлечением прибыли, – вспоминает Сергей Алексеевич. – Автопарк был в плачевном состоянии, не было места для отдыха и приёма пищи для сотрудников, – зачем, если на первом месте был бизнес и ритуальные услуги, которые в любые времена «продаются»? В течение первого года мы разгребали эти авгиевы конюшни – последствия преды-дущего руководства. Подняли весь автопарк: нам купили одну новую машину, остальные привели в порядок силами механиков и слесарей. На сегодняшний день практичес-ки вся техника у нас на ходу.

Надо сказать, иногда находились очень нетривиальные инженерные решения – из-за недостатка финансирования. Вопрос закупки новой техники обсуждается на уровне муниципалитета, однако осилить масштабное обновление автопарка городскому бюджету сложно. Сейчас, например, была бы кстати ещё одна каналопромывочная машина – для обслуживания ливневой канализации. Цена вопроса – около шести миллионов рублей, и пока этой суммы в казне не зарезервировано.

– Как депутат городской Думы я хорошо представляю себе ситуацию с бюджетом и его наполнение, – отмечает Сергей Фёдоров. – Лишних денег действительно нет, и выкроить их особо неоткуда.

Но даже пока решение проблемы не найдено, работать всё равно надо.

Главный механик специализированной службы Евгений Калинин признаёт: содержать автохозяйство с большой степенью износа сложно и трудоёмко. Но, как показывает практика, всё-таки можно. Ремонт и восстановление – два кита, на которых держится техника. Третий кит – профессиональный азарт сотрудников службы: получится поставить это «на ноги» или нет? Обычно получается: машины, несмотря на весьма почтенный возраст и солидный «стаж», выглядят вполне свежо. Сейчас в автопарке службы – три трактора и экскаватор, четыре грузовых машины, два гидроподъёмника-авто-вышки, два комплекса, состоящих из каналопромывочной машины и илососа. В этом году буквально из подручных материалов собрали небольшой асфальтовый каток и оборудовали машину для обслуживания и перевозки мобильных биотуалетов.

– В прошлом году, с учётом большого мероприятия – Международных Ганзейских дней, город потратил более 700 тысяч рублей только на обслуживание мобильных биотуалетов. Это бюджетные деньги, отданные коммерсантам. Было принято решение приобрести своё, пусть не новое, оборудование, и в наступающем сезоне эта техника уже будет работать по своему прямому назначению, – рассказывает Фёдоров.

Для машины привели в порядок отдельный бокс, и в этом же помещении устроили необходимую по санитарным требованиям комнату санобработки, душевую для сотрудников. Ремонты в помещениях, к слову, здесь делают сами: и покрасят, и побелят, и кирпич положат. В ремонтном гараже с ямами отремонтировали старую систему отопления: так людям работать комфортнее. И вся территория – даже несмотря на то, что часть её используется для хранения крупногабаритных предметов и иногда даже строительного мусора (до его вывоза на свалку) – выглядит чистой и ухоженной.

В свободное от работы время, кстати, люди здесь продолжают заниматься тем же – ремонтом и восстановлением. Только уже для души: придя к руководству, Сергей Фёдоров организовал для детей сотрудников секцию мотоспорта. Мотоциклы обслуживают, ремонтируют и даже собирают из состояния «рама об одном колесе» здесь же, в выделенном для этого боксе. И всё это не только «внутреннее дело»: в соревнованиях по мотокроссу тоже принимают участие.


Рабочий распорядок

Но вернёмся к работе. Обычная рабочая смена здесь длится как и у всех – восемь часов. Но у коммунального хозяйства есть своя специфика – погодные форс-мажоры, аварии на сетях и прочие неожиданности. Что-то можно предугадать: на планёрках, где определяются задачи на следующий день, обязательно учитывают прогноз погоды. Если ожидаются ливни, назначают дежурную смену. Сколько она продлится – заранее не скажешь, но на часы никто не смотрит. И в выходные, если надо, все будут работать.

– У нас есть плановые работы – в зависимости от времени года, есть заявки от Единой дежурно-диспетчерской службы администрации города, задания от управления городского хозяйства, а есть экстренные случаи – оперативная работа по погодной обстановке, – обрисовывает примерный распорядок Сергей Фёдоров. – Между нашей службой и ремонтно-аварийной бригадой, например, «Горводоканала» на эти экстренные случаи есть негласная договорённость – мы всегда работаем в связке, в сотрудничестве. Взаимопомощь и взаимовыручка на первом месте: они помогают быстро решить проблему.

У людей, которые здесь работают, взаимовыручка – кажется, вообще один из главных принципов. И ещё увлечённость делом. К Дню работника жилищно-коммунального хозяйства, который в этом году отмечали 15 марта, лучшие работники отрасли по традиции были отмечены благодарственными письмами, почётными грамотами – хотя как тут выбрать лучшего, если все одинаково добросовестно относятся к своей работе?

– В службе на сегодня рабочих – 73 человека. Именно они выполняют основной объём работы – всё, что прописано в муниципальном задании для нашего учреждения: обслуживание ливневой канализации, содержание мостовых инженерных сооружений – от висячих мостов в Любятово до Ольгинского моста и прочих, уборка несанкционированных свалок, праздничное украшение города... И я бы всех наградил, прямо по списку, – говорит Сергей Фёдоров. – За два года коллектив сложился, и я не могу сказать – вот этот работает хорошо, а тот плохо. Все работают созидательно, профессионально, увлечённо.

Когда собирается такой коллектив, это действительно дорогого стоит. И к каждому портрету можно добавить любопытный штрих. Вот, например, Борис Курбатов, по совместительству руководитель профсоюзной «первички» на предприятии: когда ремонт фонтана в Ботаническом саду оказался под большим вопросом из-за того, что нигде было не найти форсунку, взял и выточил нужную деталь на токарном станке.

Или машинист Сергей Кузнецов, который крюком крана способен совершать какие-либо ювелирные манипуляции. Или электромонтёр Владимир Кононов: человек, который каждый год зажигает огоньки на главной новогодней ёлке Пскова. Или начальник участка эксплуатации систем водоотведения Игорь Бойков, который знает наизусть чуть ли не всю псковскую ливнёвку: спроси – и скажет номер коллектора, номер люка и диаметр трубы…

Про приоритеты

Обслуживание систем водоотведения, или ливневой канализации – это и есть основной профиль специализированной службы.

– Грубо говоря, мы отвечаем за то, затопит город или нет, – просто формулирует Сергей Фёдоров. – И если затапливает, то наше дело – вовремя подъехать и откачать воду. Но ситуация с ливневой канализацией объективно сложная.

Во-первых, она не везде есть: в старой застройке часто прибегали к нехитрому инженерному решению «самотёк». Кроме того, долгое время в распоряжении коммунальных служб не было даже карты коммуникаций системы водоотведения. Сейчас наконец она составлена, и это большое подспорье в работе. Ближайшие перспективы – включение в эту схему коммуникаций на землях Министерства обороны, переданных муниципалитету. Но есть ещё «во-вторых»…

– Большая проблема – крайне низкое качество уборки города. Ливневая канализация рассчитана на приём воды, а не грязи. Наносной дорожный грунт, который мы видим у бордюрного камня на проезжей части, смывается с дорог и попадает в ливнёвку – и мы получаем колодцы, полные земли, – поясняет Сергей Фёдоров. – Мне непонятно сейчас, кто убирает город – мы или подрядчик, если мы по факту постоянно лопатами это перекидываем и выво-зим? Опавшую листву осенью тоже почему-то не вывезли – мы ездили по городу и вручную чистили люки. Но это не наша обязанность.

Из-за ненадлежащего качества уборки возникают и «пыльные бури»: снег, который убирают в отвал на газон, по весне тает, а песок остаётся.

Чтобы решить эти проблемы, считает Фёдоров, нужно начинать с технического задания подрядчику: формулировать его должны люди, которые понимают, как одно связано с другим в городском хозяйстве. Потом требовать с подрядчика неукоснительного выполнения этого задания. Если не справляется – искать того, кто способен работать. Есть и альтернативный вариант – передать функцию уборки своим, муниципальным организациям.

– От подрядчика пока в основном мы получаем не уборку, а письма про то, что «в техническом задании это не предусмотрено». Чище от этого не становится. И всё это завязано на ливнёвку: мы получаем грязный город, залитый водой. У нас есть такая негласная установка на то, что нужно поддерживать бизнес, а я считаю – давайте мы сначала будем поддерживать чистоту в городе. Нужно принципиально решать вопрос – менять техническое задание, менять подрядчиков, как угодно, но так, как сейчас, дальше продолжаться не может, – подчёркивает Сергей Фёдоров. – Нужно оценить собственные мощности: вот у нас, в специализированной службе, есть техника, в муниципальной службе благоустройства. Если докупить необходимые машины, создать дополнительные единицы в штатном расписании, мы могли бы обеспечить уборку в Центре и на Запсковье. Этот анализ так и не проведён: сколько и, главное, за какую работу мы платим подрядчику – или эффективнее вложить эти деньги в свои же, муниципальные предприятия?

Отметим всё-таки, что тема качественной уборки, по крайней мере, звучит: на этой неделе, 17 марта, состоялась очередная встреча с представителями подрядных организаций, занятых на уборке города. Глава администрации города Александр Братчиков (в который раз) напомнил о том, что пыльных бурь в городе быть не должно, а также предложил общественникам и вообще всем желающим присоединиться к контролю качества уборки онлайн – в приложении «Мой дом», где подрядчики должны отразить все проводящиеся работы.

Поможет ли этот дополнительный инструмент контроля – покажет весенняя уборка.

Ольга Донская


Прямая речь

«Зима закончилась, теперь встаёт важная задача: необходимо убрать город так, чтобы у жителей не возникло никаких вопросов. Особое внимание стоит обратить на уборку дорог, а именно уборку пыли и срезку грунта на обочинах».

Александр Братчиков, глава администрации Пскова – на встрече с представителями подрядных организаций, занятых на уборке города


Кстати

Флаги и шары

Именно специализированная служба «заведует» новогодней ёлкой и флагами, которые украшают площади и мосты города в праздники. Городская ёлка в разборе, сложена в фанерные ящики, и этих ящиков – много! Золотистые и красные ёлочные шары – размером с хороший арбуз. Сергей Фёдоров сетует на воровство и хулиганство: стоило в канун 2020 года поставить ёлку в Финском парке, как шаров на ней недосчитались. Кому, спрашивается, они нужны – таких габаритов?

Иллюминация главной псковской ёлки – это почти пять километров светодиодной ленты. Если в домашних условиях установка новогодней ёлки занимает в среднем час (на распутывание гирлянды добавьте ещё минут 20-30), то тут подготовку к монтажу праздничного «дерева» начинают месяца за два до установки. Автовышка, занятая на установке ёлки, имеет высоту 28 метров.

Флаги, в отличие от ёлочных шаров, слава богу, не воруют. Но и они изнашиваются, и те, что на мостах, – быстрее: от ветровой нагрузки. На флаговом хозяйстве работают два сотрудника: один отвечает за стирку и утюжку, другой – за пошив. Все флаги разложены по цветам – белый, синий, красный, на полках – бирки, как в библиотеке, с указанием места флага в праздничном декоре города.


Количество показов 578

номер 1005 от 19.03.2020
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 1005 от 19.03.2020
скачать в pdf
Календарь
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4