Президент России Владимир Путин: «Нам нужен прорыв»

Большая пресс-конференция Президента России.

По традиции, пресс-конференция, в которой нынче приняли участие 1700 журналистов из разных регионов России и многих стран мира, началась с приведённой главой государства статистики.

- За десять месяцев текущего года ВВП вырос на 1,7 процента. Прогноз Минэкономразвития по году – 1,8 процента. Промышленное производство росло более быстрыми темпами. Если в прошлом году рост составил 2,1 процента, за январь–октябрь текущего года – 2,9, по итогам года прогнозируется 3 процента. При этом обрабатывающие отрасли производства растут чуть быстрее – 3,2 процента.

За три квартала инвестиции в основной капитал составили 4,1 процента. Растёт грузооборот и объёмы розничной торговли – плюс 2,6 процента.

После длительного перерыва зафиксирован незначительный, но всё-таки положительный тренд роста реальных доходов населения. По последним данным, он составит 0,5 процента.

Надеюсь, что эта тенденция сохранится, поскольку растёт реальный уровень заработной платы. За первые десять месяцев текущего года это 7,4 процента, а по итогам года ожидается где-то 6,9.

Сохраняется приемлемая для нас инфляция, правда, за последнюю неделю она чуть-чуть подросла – на 0,5 процента, по-моему, – и поэтому мы выйдем за ориентир Цент­рального Банка в четыре процента, будет 4,1–4,2 (процента) – четыре с небольшим.

Сокращается безработица, что отрадно. Если в прошлом году она побила исторический минимум – была 5,2 процента, в этом году она будет ещё ниже – 4,8 процента.

Растёт профицит торгового баланса: в 2017 году он составил где-то около 115 миллиардов долларов, а за три квартала текущего года – уже 157. По итогам года ожидается 190 миллиардов долларов.

Укрепляются наши финансы. Растут золотовалютные резервы – на семь с лишним процентов. В начале года они были 432 миллиарда, сейчас практически 464.

Впервые с 2011 года мы имеем профицит. Выйдем на профицитный федеральный бюджет в районе где-то 2,1 процента ВВП. Растёт Фонд национального благосостояния – примерно на 22 процента.

У нас средний годовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составил 13 677 рублей. По концу этого года будет 14 163.

И продолжительность жизни чуть-чуть увеличилась: в 2017 году она составляла 72,7 года, в 2018-м будет 72,9 года...

Тон начавшемуся после этого вступления диалогу задала журналист ИТАР-ТАСС, спросившая:

– Наверное, можно сказать, что 2018 год прошёл под знаком новых национальных проектов, старт которым вы дали майским указом и на которые планируется потратить баснословные деньги. Но некоторые эксперты опасаются, что вообще реально выполнить эти нацпроекты, сомневаются в их целесообразности.

В. Путин: – Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Вот это принципиальный вопрос, мы должны это понимать. А как это сделать? Нужно концентрировать имеющиеся ресурсы, найти их и сконцентрировать на важнейших направлениях развития. А как организовать эту работу? Просто так раздать деньги, и всё?

Во-первых, их надо было найти. Мы занимались и формулированием задач, и поиском этих ресурсов в течение всего 2017 года, и правительство, и администрация напряжённо над этим работали. Поэтому, когда говорят: а вот там мало изменений в правительстве, – это те люди в основном, основной, финансово-экономический блок, который работал над программой развития страны до 2024 года. Поэтому им и отвечать за то, что они напланировали.

Так как организовать работу? Просто так раздать деньги? 20,8 триллиона рублей – это только по нацпроектам запланировано, ещё 6,5 триллиона – отдельный план по развитию инфраструктуры. Их нужно сконцентрировать в каких-то прорывных документах. И можно как угодно назвать эти планы развития, их назвали «национальные проекты». Во всяком случае, это ясно поставленные цели.

Без постановки целей невозможно добиться конечного результата. Поэтому и 12 национальных проектов было создано, и ещё план развития инфраструктуры. Напомню, по каким направлениям это будет развиваться.

Первое – это здравоохранение, образование, наука, человеческий капитал, без чего никакой прорыв вообще невозможен. И второе – это производство, экономика. Всё связано с экономикой: и первая часть, а вторая напрямую – это цифровая экономика, развитие робототехники и так далее. Я уже говорил об инфраструктуре.

Почему мы собирались в Ялте и обсуждали с коллегами и из правительства, и из регионов вопросы.

Как нам организовать эту работу? Потому что есть воп­росы, связанные с контролем над исполнением, и этот конт­роль должен быть действенным, а все наши мероприятия по надзору из федерального центра за тем, что происходит в регионах, должны быть реалистичными. И там есть проб­лемы. Но именно над этими проблемами мы сейчас и работаем.

Фишка в том, что деньги в основном федеральные, как правило, по всем программам, а значительная часть работы – в регионах, и регионы должны быть настроены на эту конструктивную работу: не просто на повышение цен в связи с тем, что денег много, а на достижение конкретного результата, который люди почувствуют. Это первое.

Второе. Нужно понять: они-то справятся с этим или нет? Конечно, вопрос. И некоторые говорят: «Это невозможно». Но это говорят те, кто должен добиться результатов. Пусть они так не думают, а пусть работают над исполнением, а если чувствуют, что не в состоянии исполнить, пусть тогда освободят свои места для тех, кто полон оптимизма и готов к этой работе.

Но если не ставить амбициозных целей, не будет достигнуто вообще никаких. Поэтому я очень рассчитываю на консолидированную, хорошую работу, слаженную работу как федерального центра, так и регионов.

– Бюджет в текущем и следующем году будет профицитным. Тем не менее с 1 января вступает в силу ряд решений, который может вызвать рост стоимости обширного спектра товаров и услуг. Например, рост НДС до 20 процентов, который уже спровоцировал в следующем году рост тарифов ЖКХ в два этапа. Не является ли такой объём нововведений слишком большой нагрузкой на россиян и экономику? – спросила главу государства журналист агентства «Прайм».

В. Путин: – Вы сказали про профицит. Да, действительно, это хороший показатель работы экономического блока правительства. У нас впервые с 2011 года профицитный бюджет – 2,1 процента. И это хорошо.

Но мы не должны забывать, что мы как нефтедобывающая страна и страна, которая имеет основные доходы от продажи нефти и газа, имеем ещё и так называемый ненефтегазовый дефицит, то есть то, что получается страной не от продаж нефти и газа. И напомню, что в 2009 году он составлял, по-моему, 13 процентов. Это очень много.

В начале 2000-х он был где-то три, а потом, в результате экономического мирового кризиса, – хочу подчеркнуть, – мы вынуждены были тратить нефтедоллары для того, чтобы исполнить свои социальные обязательства перед людьми, выдержать планы строительства Вооружённых сил, и тратили нефтедоллары.

И у нас ненефтегазовый дефицит вырос до двузначной величины, по-моему, почти 13 процентов. И это очень серьёзно для нашей экономики. Сейчас мы его сократили до 6,6 процента, а в следующем году он должен быть уже шесть процентов и так держаться в течение нескольких лет.

Это очень важный показатель устойчивости экономики Российской Федерации. Так вот, повышение НДС в том числе связано с необходимостью удержать этот показатель ненефтегазового дефицита. Это первое обстоятельство.

Второе. Во многих странах 20 и даже больше процентов НДС. У нас тоже он был выше, мы понизили, а потом вернулись к 20. Но так называемая эффективная ставка НДС на самом деле в целом в экономике будет меньше, чем 20 процентов, потому что мы сохранили практически все льготы: льготы по производству лекарств, льготы по производству детских товаров и так далее, и для IT-компаний много всяких льгот сохранено. Поэтому эффективная ставка будет меньше.


О промышленности

В. Путин: – Промышленный рост в целом выше, чем рост ВВП, – три процента, перерабатывающая промышленность демонстрирует 3,2 процента. В целом это хорошие показатели.

Что касается лёгкой промышленности – она развивается ещё быстрее. Производство продуктов питания выросло за десять месяцев текущего года на 13 процентов. А что касается одежды, обуви, рост – девять процентов, это очень хороший показатель.

Теперь по поводу поддержки, достаточна она или нет? Недостаточна. Именно поэтому мы и наметили целый ряд программ, связанных с поддержкой отдельных отраслей производства. И в целом до 2024 года она составит 1 триллион 376 миллиардов рублей, причём по отраслям, это касается и лёгкой промышленности, и авиации, и ОПК, и других отраслей.

У нас по основным отраслям отработаны отдельные программы. На следующий год на эти цели будет направлено 450 миллиардов рублей, через год – 450–470. Общий объём – 1376 миллиардов рублей.


Об утилизации мусора

В. Путин: – Десятилетиями с советских времён сбрасывали мусор в ямы. Никто никогда не занимался никакой переработкой, а у нас, по-моему, 70 миллионов тонн мусора ежегодно продуцируется, и девать его некуда.

Нам нужно решить несколько ключевых и первоочередных задач. Нужно ликвидировать незаконные свалки. Это первое. И второе, что нужно сделать, – это выстроить целую индустрию переработки.

Государство, прежде всего в лице регионов, а затем и муниципалитетов, должно создать условия для раздельного сбора мусора и последующей утилизации. Надо, чтобы международный опыт был использован у нас в его лучших вариантах. Надо, чтобы заводы были качественные и эффективные. Надо, чтобы сделано всё было по соответствующей технологии и методике.

Мы должны построить за ближайшие годы, до 2024 го­да, 200 перерабатывающих заводов.


О возможности ядерной катастрофы

В. Путин: – Опасность подобного развития событий в мире – затушёвывается, уходит. Это кажется невозможным или чем-то уже не таким важным. А между тем, если, не дай Бог, что-то подобное возникнет, это может привести к гибели всей цивилизации.

Поэтому вопросы серьёзные, и очень жаль, что такая тенденция недооценки имеет место и даже нарастает. Есть и особенности сегодняшнего дня, есть опасности. В чём они заключаются?

Первое, это развал. По сути, мы наблюдаем сейчас развал международной системы сдерживания вооружений, гонки вооружений. После выхода США из Договора по противоракетной обороне, который являлся краеугольным камнем в сфере нераспространения ядерного оружия и сдерживания гонки вооружений. После этого мы вынуждены ответить созданием новых систем оружия по преодолению этих систем ПРО.

Теперь мы слышим, что Россия получила преимущество. Да, это правда. Таких сис­тем оружия пока в мире нет. В этом смысле есть определённые преимущества. Но в целом в стратегическом балансе это просто элемент сдерживания и уравнивания паритетов.

Сейчас делают ещё один шаг – выходят из Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Что будет с этим? Очень трудно себе представить, как будет развиваться ситуация дальше. А если эти ракеты появятся в Европе, что нам делать?

Конечно, надо будет обес­печить свою безопасность какими-то шагами. Пусть потом не пищат по поводу того, что мы добиваемся каких-то преимуществ. Мы не преимуществ добиваемся, а баланс сохраняем и обеспечиваем свою безопасность.

То же самое по Договору СНВ-III, в 2021 году он заканчивает существование. Никаких переговоров пока не ведётся по этому вопросу. Неинтересно, не нужно – ладно, мы проживём.

Мы свою безопасность обеспечим. Мы знаем, как это сделать. Но в целом для человечества это очень плохо, потому что это подводит нас к очень опасной черте.

И наконец, есть ещё одно обстоятельство, на которое не могу не обратить внимание. Существует тенденция понижения порога применения. Есть идеи создать ядерные заряды малой мощности, и это уже не глобальное, а тактическое применение. Такие идеи звучат от некоторых аналитиков на Западе, что ничего страшного, можно и применить. Но снижение порога может привести к глобальной ядерной катастрофе. Это – одна опасность сегодняшнего дня.

Вторая – применение баллистических ракет в неядерном исполнении. Правда, американские партнёры вроде бы от этого отказались, но сама идея существует. А что это значит?

Баллистическая ракета стартовала – в ядерном, не­ядерном исполнении. Сис­тема СПРН (система предуп­реждения о ракетном нападении) фиксирует старт, место старта и через несколько секунд определяет траекторию полёта и возможную территорию падения головных частей. Это всё на грани возможной ошибки, это ужасно, до этого нельзя доводить. Тем не менее такая идея использования баллистических ракет в неядерном исполнении су­ществует.


Об «управлении миром»

В. Путин: – Что касается управления миром, то мы знаем, где находится штаб, который пытается это делать, – и он не в Москве. Но это связано с ведущей ролью Соединённых Штатов в мировой экономике, связано с расходами на оборону: 700 с лишним миллиардов долларов Соединённые Штаты тратят на оборону, а мы – 46.

У нас 146 миллионов граждан в России, а в странах НАТО – 600 миллионов, и вы считаете, что наша цель – управлять миром? Это штамп, который навязывается общественному мнению западных стран для решения внутриблоковых и внутриполитических вопросов.

Внутриблоковых – это значит, что для того чтобы сплачивать вокруг себя страны, скажем, НАТО, нужна обязательно внешняя угроза, иначе не обеспечить этого сплочения, надо против кого-то сплачиваться. Против России – это хорошо, крупнейшая ядерная держава.

Внутриполитических – то­же во многих странах, к сожалению, до сих пор, особенно в Восточной Европе процветает русофобия. Для чего? Для того чтобы обеспечить на основе каких-то прежних историчес­ких страхов своё внутриполитическое благополучие.

Это тоже вредно, потому что, в конечном итоге, это эксплуатация фобий прошлого, которые мешают двигаться вперёд. Это вредит тем странам и народам, руководство которых пытается проводить такую политику.

На самом деле главная цель нашей внешней политики – обеспечить благоприятные условия для развития Российской Федерации, её экономики и социальной сферы, обес­печить безусловное движение вперёд и укреп­ление нашей страны внутри, прежде всего, и для того, чтобы она заняла достойное место на международной арене как равный парт­нёр среди равных.

Мы выступаем за то, чтобы укреплять систему международного права, обеспечить безусловное исполнение Устава Организации Объединённых Наций и на этой платформе развивать равноправные отношения со всеми участниками международного общения.

Количество показов 277

номер 881 от 21.12.2018
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 881 от 21.12.2018
скачать в pdf
Календарь
Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2