Почти миллиард плюсом

26 октября состоялась 16-я сессия Псковской городской Думы.

Центральным и самым весомым вопросом повестки дня стало принятие изменений в бюджет на 2018 и плановый период 2019–2020 годов. Город принял в казну солидные федеральные – прежде всего «ганзейские» – деньги, в общей сложности почти 988 миллионов рублей. Основная часть этой суммы – 748 млн – на реконструкцию стадиона «Машиностроитель».

Депутат Юлия Пожидаева уточнила: а что, разве стадион не будет передан в областное подчинение?

Глава Пскова Иван Цецерский дал однозначный ответ:

– Вопрос о передаче стадиона не стоит.

Депутат Артур Гайдук поинтересовался, на какой срок планируется заключить конт­ракт на реконструкцию стадиона (и не получится ли так, что «за две недели нужно выполнить весь объём работ»), и задокументировано ли нынешнее – с учётом уже проведённых работ по демонтажу трибун – состояние объекта.

Кроме того, Псков получил 98,4 млн на строительство улично-дорожной сети (речь о жилом квартале «Северный», улицах Инженерной и Юнос­ти) и 179,3 млн на строительство детского сада на Заве­личье.

(Кстати, чуть позже на этой же сессии депутаты рассмотрели ещё один вопрос, связанный со строительством детского сада, – дали согласие на принятие в дар в муниципальную собственность земельного участка площадью около 24-х тысяч квадратных метров, находящегося южнее деревни Борисовичи: именно здесь, на дальнем-дальнем Завеличье, будет построен новый детский сад).

Дополнительное финансирование получили «зарплатные» статьи социальной сферы – культура, образование, спорт.

Ряд изменений есть и с минусом: так, «ушли» из бюджета 32,4 млн рублей, предназначавшихся на ремонт фасада и кровли Городского культурного центра. Ещё 683 тысячи рублей субвенций на общедоступное образование, выделяемых из расчёта на одного ученика, сняты из-за перехода части псковских учеников в учреждения областного подчинения.

Произведены передвижки средств по статьям: в частности, увеличено финансирование детскому саду № 48 (это деньги на замену окон), школам №№ 9 и 19, выделены средства на изготовление проектно-сметной документации помещений детско-юношеской спортивной школы «Надежда».

Для полного освоения финансирования, выделяемого по программе формирования современной городской среды, часть средств, предназначенных для изготовления проектно-сметной документации, перенаправлена на оплату работ по муниципальным контрактам на ремонт и благоустройство дворов на За­псковье.

Сэкономленные в течение года средства направят на коммунальные нужды – в частности, на ликвидацию свалок на городских кладбищах и вывоз мусора.

Итого доходы бюджета Пскова на этот год составляют на текущий момент 5 млрд 539 млн 434,5 тысячи рублей, расходы – 5 млрд 626 млн 369,7 тысячи рублей. Напомним: в 2018 год Псков входил с бюджетом, «не достающим» и до планки в 4 млрд рублей.

Что касается планового периода, то в бюджет 2019 года добавлены ещё 2 млн рублей на реконструкцию стадиона «Машиностроитель» и 1 миллион – на строительство ещё двух детских садов на Запсковье и на Завеличье. С учётом этих изменений доходы и расходы бюджета-2019 составят по 3 млрд 471 млн 549,5 тысячи рублей.

Дума проголосовала за изменения в Устав города. В основном эти поправки связаны с изменениями в федеральном законодательстве: документ приводят в соответствие с нормативными актами более высокого уровня. Один из пунктов, – касающийся схемы размещения сезонных аттракционов на территории города, – пока не стали рассматривать: в Псковском областном Собрании депутатов готовится акт, который определит полномочия разных уровней власти в этой сфере.

Очень традиционный для городских повесток вопрос – о даче согласия на предоставление муниципальных площадей в аренду – на этот раз спровоцировал интересные обсуждения. Имущественные вопросы практически на каждой сессии городской Думы идут буквально «пачками», чаще всего – речь о предоставлении квадратных метров в аренду частным предпринимателям, оказывающим дополнительные образовательные услуги. Другой популярный запрос – место под установку кофейного автомата.

Но вопросы у депутатов вызвал вопрос о четырёх квад­ратных метрах в бане на улице Боровой: там предполагалось разместить буфет. От этой частности дошли и до общих тенденций, и стало ясно, что вопрос аренды муниципальной площади – гораздо глубже, чем простое «за» или «против». Для начала депутат Олег Брячак затронул свою любимую тему: а что, муниципальный банно-прачечный комбинат, к которому относится баня на Боровой, сам не в состоянии организовать буфет на своей же площади? Почему мы отдаём муниципальные метры коммерсантам вместо того, чтобы зарабатывать на них самим?

Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города пояснила, что организация питания не входит в виды деятельности банно-прачечного комбината. Чтобы открыть буфет на той же площади самим, придётся вносить изменения в устав предприятия, набирать людей в штат; всё это – и время (такие изменения вносятся через сессию городской Думы), и деньги.

Вроде бы всё понятно. Но депутат Григорий Турчин задал более общий вопрос. Так, в большинстве случаев муниципальное имущество предлагается сдать в аренду предпринимателю без проведения торгов – стоимость аренды при этом определяется по результатам оценки. Григорий Михайлович уточнил, кто проводит эту оценку: одна и та же компания или разные, и кто оценку заказывает – претендент на площадь или правообладатель.

Основная тема, которую обозначают эти вопросы, – насколько оценка объективна, и насколько вообще такая схема выгодна муниципалитету. Олег Брячак тут же напомнил о разговоре, состоявшемся пару месяцев назад, – о создании в городе собственной службы оценки. Эта идея родилась в ответ на возмутительный случай – когда, как сформулировал Брячак, была произведена «попытка отчуждения имущества» с занижением оценки в два раза по сравнению со среднерыночными ценами (по цене всего около 20-ти тысяч руб­лей за квадратный метр).

С созданием собственной службы оценки не всё так прос­то: депутат Денис Иванов пояснил, что он написал соответствующее обращение на имя главы Пскова. То есть вопрос получил ход, а не остался на уровне «поговорили и забыли», но есть правовые ограничения.

– Мы не можем в рамках действующего законодательства создать свою службу оценки, но можем нанимать оценщика, – пояснил Иван Цецерский. – Кроме того, у нас есть контрольно-счётная палата, которая полномочна оценивать эффективность распоряжения муниципальным имуществом.

Практика обращений в контрольно-счётную палату в этом случае может быть оправданной. Но депутат Сергей Барабанов предожил принципиальное решение: а может, вообще уйти от формулировки «без проведения торгов»? То есть предоставлять «частникам» муниципальное имущество на конкурсной основе. Депутат Денис Иванов поддержал эту идею: если бы сам рынок регулировал цену, это было бы более прозрачно.

Ещё одно предложение – от депутата Григория Турчина – выносить подобные имущест­венные вопросы на сессию уже после проведения оценки: тогда разговор был бы более предметным и было бы ясно – выгодно это муниципалитету или не очень. По мнению представителя комитета по управлению муниципальным имуществом, это – сомни­тельная схема: если Дума не даст согласия на предоставление площади в аренду, получится, что деньги на оценку были потрачены зря. И если, конечно, оценку заказывает правообладатель – то есть муниципальное учреждение, то это, опять-таки, убыток муниципалитету.

Но кто сказал, что оценку должен заказывать правообладатель? В действующем законодательстве право приглашать оценщика есть и у потенциального арендатора. И если бы именно предприниматель заказывал оценку, это было бы справедливо: ведь это он заинтересован в том, чтобы получить право аренды, а значит – должен и вложиться в подготовку этого решения. А уж согласует Дума или нет...

– Я могу привести пример из великолукской практики, – добавил прокурор Пскова Александр Григорьев. – Без проведения оценки сдача в аренду не обсуждалась: депутаты заранее могли оценить, эффективно это будет или нет.

Иван Цецерский тут же, по ходу обсуждения, делал промежуточные резюме: например, о том, чтобы вопросы аренды муниципальных площадей рассматривать только при наличии результатов оценки стоимости аренды. При этом может быть нелишним прописывать минимальный порог стоимости для каждого случая, чтобы предупредить тенденцию к занижению стоимости.

Заместитель главы Пскова Елена Полонская, курирующая социальный блок, затронула ещё один аспект: часто имущественные вопросы касаются аренды площадей в образовательных учреждениях – детских садах и школах. У родителей, чьи дети ходят в эти образовательные учреждения, никто мнения не спрашивает: нужны ли им эти дополнительные образовательные услуги, каково их отношение к предпринимателям-«частникам» под муниципальной крышей? Она провела аналогию с общими собраниями собственников по вопросам ремонта и благоустройства: почему бы и родителей не опрашивать так же?

Тут пояснение дал прокурор Александр Григорьев: с правовой точки зрения, тут разные ситуации. Всё-таки общие собрания в домах – это опрос мнения собственников. Родители по отношению к учреждениям образования собственниками не являются, собственник – муниципалитет, а он реализует право «выразить своё мнение» как раз через сессию городской Думы.

В ответ на реплику Елены Полонской высказалась и директор Псковского педагогического комплекса, депутат Любовь Николаева: она отметила, что предоставление площадей в аренду в школах – далеко не бесконтрольный процесс и «произвол» администрации. В школах есть органы родительского само­управления, с которыми такие решения обсуждаются, а при городском управлении образования действует комиссия, оценивающая инициативы предпринимателей; кроме того, если потенциальные арендаторы предлагают образовательные услуги, то их учебные программы проходят методическую оценку.

Ещё одно дополнение к теме последовало от главы администрации города Александра Братчикова:

– Я согласен с тем, что право аренды нужно разыгрывать на конкурсе с определением первоначальной цены через оценку, но есть и такое понятие, как преимущественное право аренды, – для тех, кто уже арендовал эту площадь.

Наконец, ещё один нюанс – относительно сдачи в аренду «ничтожной» площади, буквально пары квадратных мет­ров: экономический интерес города и тут важно соблюсти, чтобы избежать ситуации, когда затраты на подготовку объекта аренды для сдачи превысят прибыль.

– Мы затронули множество проблем, связанных с распоряжением муниципальным имуществом. И полномочий у нас достаточно, чтобы отрегулировать эти процедуры, – подвёл итог Иван Цецерский. – Понятно, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально, но как нам сейчас поступить с этим конкретным вопросом? Дать согласие – или отложить и заняться доработкой нормативной базы?

В конце концов буфет в бане согласовали. Для банно-прачечного комбината, находящегося в сложной экономической ситуации (недавно сменился руководитель этого муниципального предприятия, бизнес-план и идеи борьбы с убыточностью находятся в стадии разработки), сдача в аренду этих четырёх квадратных метров – «проба». Есть ещё значительно большая площадь – зал в 600 «квадратов» – в бане на Конной, по которой тоже нужно будет принимать какое-то решение.

Сейчас, как пояснил Иван Цецерский, в планах значится внутреннее совещание по вопросам развития банно-прачечного комбината. Но и доработкой нормативной базы и схем предоставления муниципальных площадей в аренду тоже займутся.

На сессии депутаты проголосовали также за установку памятного знака псковичу Ивану Перову – герою-подводнику, участнику обороны Севастополя в Великую Отечественную войну. Знак установят в аллее Героев на площади Победы; тринадцатью голосами «за» поддержали предложение своего коллеги Олега Брячака об обращении с законотворческой инициативой в Псковское областное Собрание (речь идёт о введении нормы, позволяющей штрафовать собственников, не заключивших договор на вывоз мусора).

Наконец, депутаты одобрили создание новой структуры – контрольного управления администрации города, которое начнёт работу с 15 января 2019 года.

Ольга Донская


Количество показов 45

номер 868 от 01.11.2018
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 868 от 01.11.2018
скачать в pdf
Календарь
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2