Работают только подвижники

Псковский педагогический комплекс нынче в четвёртый раз вошёл в топ-500 лучших школ России. Выпускники школы поступают в самые престижные вузы страны. Шахматисты второй год подряд становятся чемпионами России по программе «Шахматы в школе», а команда девочек по мини-футболу заняла 2-е место. И это – далеко не полный перечень достижений учеников этой школы.

В канун Дня учителя «Псковские Новости» пришли в гости в одно из лучших учреждений образования нашего города, чтобы познакомиться с лучшим педагогом. В итоговой аттес­тации по русскому языку в 2018 году ученики Софьи Галямовой показали лучший результат в Псковской области.

– О профессии учителя я даже не думала, – призналась наша героиня, – хотя у меня были замечательные учителя: Ольга Леонидовна учила меня в 21-й школе, Валентина Ивановна – в 25-й школе, и это действительно замечательные педагоги, но они так много работали!

В школе я много читала, неплохо писала, но по русскому языку чаще всего была твёрдая четвёрка. После получения аттестата зрелости планировала поступить в университет, на факультет журналистики, но семья не захотела отпускать меня в трудные 90-е в столицу…

Так Софья оказалась студенткой факультета русского языка и литературы Псковского педагогического института. Постепенно учёба затянула её, тем более что там преподавал известный литературовед, доктор филологических наук, профессор Евгений Маймин. Он не только передал Софье любовь к русской литературе, но и научил её строить отношения с другими людьми.

После окончания вуза Софья Олеговна пришла на работу в родную 25-ю школу. Вспоминает, что поначалу ей как молодому специалисту пришлось нелегко.

– Шёл 1996 год. Время было сложное, и дети были разные, – вспоминает педагог. – У многих учеников в семьях начались проблемы. Как классный руководитель я ходила по домам учеников. Помню, у одной девочки были проблемы с учёбой. Вызываю в школу её родителей, а они не приходят. Спросила у ученицы, когда мама возвращается с работы. Она замялась и ничего не ответила. Вечером отправилась к ней домой, а она по двору ходит. Оказывается, пыталась пьяную маму домой завести. Я ей помогла и больше ни о чём с этой женщиной разговаривать не стала.

С честью выдержала Софья Галямова испытание безденежьем. Было время, когда зарплату педагогам не выплачивали по 2-3 месяца, и она ходила пешком, потому что не было денег на автобус. Кто-то из педагогов в те годы не выдерживал и уходил из школы, но только не она.

– Считаю, что все люди, работающие в школе, это – подвижники! – уверяет Софья Галямова. – Это очень тяжёлая работа. Но почему мы не бросаем её? Прежде всего, из-за детей. Мы наблюдаем разные судьбы. Я не согласна с утверждением, что времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняться могут только обстоятельства. Вот обстоятельства жизни действительно изменились, а дети – нет.

Когда мне жалуются, что современные школьники перестали читать, я возражаю: «Какими дети были – такими и остались! В любые времена были люди, которые читали и которые не любили это делать. Это зависит от культуры».

Сама я очень люблю читать. Много читала и в детстве, и в юности. Люблю Толстого, нравятся Гоголь, Салтыков-Щедрин… Они бесконечно современные. Не изменяю им и сейчас. Если какую-то книгу ты любишь, то, значит, любишь на протяжении всей жизни. Так и дети. Они – книга с бесконечно развивающимся сюжетом. Как это может надоесть?

Конечно, следует учесть, что работает наша героиня не в обычной общеобразовательной школе, а в педагогическом комплексе, где дают профильное образование. Если ребёнок выбирает класс гуманитарного направления – значит, ему интересны гуманитарные науки, и он готов прилагать усилия для их изучения.

– Сейчас мы изучаем русский язык по программе Ра­зу­мовской. Программа серь­ёзная и глубокая, – считает педагог. – Много внимания в ней уделяется развитию речи. Дети имеют возможность много писать.

Одним из главных показателей работы педагога сегодня являются итоги Единого государственного экзамена. В ходе последней итоговой аттестации по русскому языку ученики девятого класса показали средний балл – 83. Это лучший показатель в нашей облас­ти!

Как удалось достичь такого результата? По мнению Софьи Олеговны, Единый государственный экзамен – это, прежде всего, отработанный навык.

– Надо увидеть все нюансы экзаменационной работы, вдумчиво от­нестись к каждому заданию, прорешать в течение года все возможные варианты, – раскрывает педагог один из своих секретов. – Особый акцент я делаю на задания повышенной сложности и, конечно, на сочинение-рассуждение.

И по русскому языку, и по литературе их написано так много! Моя задача как учителя – облегчить жизнь ученикам, чтобы они спокойно шли на экзамен. Я спрашивала у родителей учеников девятого класса, в котором была классным руководителем, как они пережили основной госу­дарст­венный экзамен. Они ответили, что на экзамен по русскому языку их дети шли настолько подготовленными, что не волновались. Я очень рада была услышать это, хотя сама, если честно, перед экзаменом слёзы вытирала.

С радостью вспоминает Софья Галямова, как в прош­лом году порадовали её девятиклассники, принимавшие участие в городском этапе олимпиады по русскому языку. Ребята вернулись со всеми призовыми местами: одним первым, двумя вторыми и третьим.

Потом было участие в областном этапе, но там, увидев задания, ученики запаниковали. Им следовало перевес­ти старославянский текст, над чем они с педагогом не работали. Расстроились все, кроме Софьи Олеговны. Она назвала это жизнью, к любым испытаниям которой надо быть готовым.

На протяжении всей нашей встречи Софья Галямова постоянно говорила о детях, причём только хорошее.

Она призналась, что не только учит, но и сама постоянно учится у своих учеников.

– Встречались на моём пути и очень одарённые дети. Например, Аня Трофимова – уникальный ребёнок! – делится собеседница. – В любой сфере есть задатки, которые нужно в себе развивать, не упус­кать возможности узнать что-то новое не только на уроке, но и вне его. И тут многое будет зависеть уже от поддержки родителей, как материальной, так и моральной…

Ученики не сразу попадают на городские конкурсы и олимпиады. Сначала учителя присматриваются к ним. Так было и с Аней. Заметив, что девочка заинтересовалась русским языком, Софья Галямова начала готовить её к конкурсу «Юные дарования». Потом были другие конкурсы, и на каждый её сопровождала мама.

Всех ребят, которых педагог может отметить как интересных и одарённых, поддерживали родители. Любому человеку, тем более юному, нужна поддержка.

– В каждом классе есть ученик, который пишет для себя. В большинстве случаев это детское, наивное понимание творчества, но я это по­ощряю, – раскрывает нам ещё одну свою профессиональную тайну Софья Олеговна. – Сам факт, что ребята показывают мне свои работы, очень важен для меня!

В детстве я сама писала стихи, но даже не думала о том, чтобы где-то публиковать их. Это была моя потребность в самовыражении. Своим ученикам я предлагаю вести дневники. А недавно десятиклассник порадовал меня сочинением патриотического содержания в стихах. И это – здорово!

А ещё Софья Галямова любит повторять:

– Молодцы – дети! Всё зависит от того, насколько они в себя верили, насколько услышали нас, педагогов. А я делаю лишь то, что могу, ведь это моя работа! Очень рада, что всех коллег в школе я могу назвать единомышленниками и подвижниками.

Ольга Малинова

Прямая речь

Любовь Николаева, директор Псковского педагогического комплекса:

– Ценность нашей школы – в её учителях. У нас – высокопрофессиональный коллектив.

Софью Олеговну я знаю с тех пор, когда она была ещё ученицей 8-го класса. Я преподавала у них историю. Уже тогда она выделялась из всех учеников тем, что всегда была готова к уроку, не ограничивалась при  подготовке к нему только материалом учебника. Отличалась ответствен­ностью, пытливостью ума. Честно говоря, я думала, что она выберет историю, но она остановила свой выбор на русском языке и литературе.

После окончания педагогического университета она пришла работать в нашу школу, и мы с радостью её приняли. В нашем коллективе Софья Олеговна достигла больших профессиональных высот.

Её ученики поступают на бюджетные места в самые престижные вузы страны, побеждают в городских олимпиадах, принимают участие в областных,  всероссийских и международных олимпиадах.


Уважаемые учителя! От имени депутатов Псковской городской Думы, администрации города Пскова и себя лично сердечно поздравляем вас
с Днём учителя!

День учителя – прекрасный, душевный и радостный праздник, полный глубокого уважения к тем, кто несёт свет знаний. В рядах учителей не бывает случайных людей. Это не просто профессия – это призвание, образ жизни, состояние души.

Вы, дорогие учителя, как никто другой знаете, чем живут современные дети, вместе с ними каждый раз открываете мир новых знаний. Благодаря вашему профессионализму, терпению, любви к своему делу и людям формируются нравственные ориентиры детей, в полной мере раскрываются и реализуются их способности. В ваших руках находится будущее нашего общества. Своим самоотверженным трудом и постоянным творческим поиском вы формируете интеллектуальный потенциал страны.

Выражаем вам искреннюю признательность за столь необходимый самоотверженный труд и желаем крепкого здоровья на долгие годы, сил, счастья и благополучия! Пусть успех, радость и оптимизм сопутствуют вам во всём!

С праздником!

Глава города Пскова – Города воинской славы И.Н. Цецерский
Глава администрации Пскова А.Н. Братчиков


Количество показов 153

номер 860 от 04.10.2018
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 860 от 04.10.2018
Все статьи номера
Последний рывок
Показы   56     Комментарии   0
Впереди России всей
Показы   157     Комментарии   0
Работают только подвижники
Показы   154     Комментарии   0
Всегда на передовой
Показы   167     Комментарии   0
Обсудили задачи
Показы   50     Комментарии   0
В числе лучших
Показы   40     Комментарии   0
Собрались на съезд
Показы   43     Комментарии   0
Тёплый "Север"
Показы   198     Комментарии   0
скачать в pdf
Календарь
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4