С красотою навеки повенчаны

Этот весенний репортаж к 8 Марта мы решили посвятить тем, кто каждый день делает для нас праздничным, привнося в нашу жизнь красоту и воспевая наш любимый город.

В канун Международного женского дня журналис­ты «Псковских Новос­тей» побывали на предприятии, которое почти полвека является гордостью и одним из главных брендов Пскова. На предприятии, где более 90% сотрудников – женщины, прежде – экспериментальном заводе художественных изделий, ныне – ПК «Завод «Псковский гончар».

Хотя, спору нет, свой вклад в развитие завода внесли и мужчины. Достаточно вспомнить трёх – фронтовика, кад­рового военного, одного из первых директоров Уриеля Знойкина, главного художника Александра Агаркова, работы которого хранятся и в музеях страны, и в музее родного предприятия, и нынешнего директора – Александра Моисеева, талантливыми руками которого создано практически всё заводское оборудование.

И всё-таки главный вклад и в творчест­во, и в производство здесь вносят женщины. Талантливые, красивые и очень трудолюбивые. Это они за смену выдают «на гора» тысячи художественных изделий, которые потом всю ночь предстоит «перерабатывать» печам.

Но вначале – необходимое предисловие. О той большой славе, что «Псковский гончар» принёс и себе, и нашему городу.

19 произведений завода, что были признаны имеющими музейную ценность, сегодня хранятся в коллекции современной керамики Государственного музея фарфора и керамики в Кусково. А первая выставка изделий завода в этом престижном месте состоялась ещё в 1992 году. Известный музей попросил тогда у «Гончара» выставку авторских работ на две недели, а проработала она несколько месяцев, вызвав большой интерес и у специалистов, и у ценителей декоративно-прикладного искусства. Позже музей ещё не раз обратится к «Псковскому гончару» с заказами сувенирной продукции.

В 1970-х завод не раз удостаивался чести делать подарки для первых лиц нашего  государства – и  Брежнева, и Косыгина, и других деятелей.  Для Леонида Ильича, который  жаловал военную тематику, «Псковский гончар» сделал 5 ваз с изображением Героя Советского Союза Александ­ра Матросова. «Кубок звенящий», который делали художники Татьяна Агаркова и Галина Сафронова, передали в дар Папе Римскому.

А сервиз Александра Агаркова «Охота» с характерной для псковской керамики «земляничной поляной», где через зелень просвечивает ангоб (роспись по сырой глине жидкой глиной) очень понравился побывавшему на заводе в 1980-е народному артисту СССР Василию Лановому. Видя произведённое на выдающегося мастера сцены и кино впечатление, псковские гончары преподнесли ему в дар «Охотничий сервиз».

В начале 1990-х художники завода Александр и Татьяна Агарковы участвовали в выставке российских мастеров прикладного искусства в Испании. Среди множества уникальных работ были и штофы с «пляшущими церквушками», о которых их автор, главный художник «Гончара» Александр Агарков рассказывал мне для газеты «Новости Пскова»:

– Когда я впервые увидел псковские церквушки – пляшущие, с неровными стенами, тёплые, человечные, а не такие, как в Новгороде, застывшие, – они тут же приснились мне. Проснулся я среди ночи. Боже! Надо немедленно рисовать, пока не пропало это ощущение – пляшущей архитектуры.

Потом эти самые штофы покорили и Францию, и Испанию.

Сегодня, вспоминая этого уникального художника, остаётся только жалеть, что он так рано ушёл из жизни. Но, на радость людям, остались его работы. Осталось его дело. И по-прежнему радуют нас творческие успехи «Псковского гончара».

Завод ежегодно участвует в выставках-ярмарках и конкурсе мастеров керамики «Ладья», что проводит в Москве ассоциация «Народно-худо­жественные промыслы России». И не просто участвует – занимает призовые места. В прошлом году в числе победителей конкурса в номинации «За сохранение традиций» оказалась работа художника Виктории Вирки – набор посуды «Лесная сказка», а лауреатом конкурса в номинации «Туристический сувенир» стала Вера Слепнёва, автор подсвечника «Святочные гадания». Эта работа, кстати, тоже продолжает национальные традиции. Её автор обратилась к теме святок, времени, когда девушки на Руси гадали. Причём красивая скульптурная группа, в которой так ярко выписаны и красно-белая, точно расшитая нитками, скатерть, и алые, в тон, сарафаны, и девичьи кокошники с узором, кроме декоративного, имеет ещё и утилитарное назначение. Это – подсвечник. И весьма оригинальный.

– Всё начинается с замысла, с идеи, – расшифровывает формулу успеха главный художник предприятия Валентина Дементьева, отдавшая родному заводу не одно десятилетие. – Плюс талант. В итоге – шедевр.

Но, судя по всему, всё куда сложнее. Ведь опыт и знания тоже со счетов не сбросишь. А Вера Слепнёва, хоть и работает на «Гончаре» уже 11 лет, всю жизнь учится. Сначала – в псковском профессиональном лицее № 14, затем – в Гжельском госуниверситете, где получила специальность технолога по керамике. Теперь берёт высоты на факультете народно-художественной культуры. И кто знает, пришёл бы к художнику, не будь всего этого, большой успех?

– Какая работа приносит вам наибольшую радость? – спрашиваю Веру Викторовну.

– Наверное, та, что связана с конкурсами, - слышу в ответ. – Ведь тут не нужно думать о плане, и никакими рамками ты не ограничен. В конкурсные работы можешь вложить и фантазию, и всё, что знаешь и умеешь, и душу…

Нет, не случайно Валентина Михайловна начала наше знакомство с предприятием с экспериментальной лаборатории – мастерской художников, откуда по всем этажам растекаются то ручейками, а то и бурными потоками художественные замыслы, которые потом коллектив будет воплощать в жизнь. А значит, именно здесь – начало всех начал. И как же здорово, что даже «продвинутые» молоденькие девчонки, лишь недавно пришедшие на завод, испытывают высший пиетет к старым мастерам и традициям, которые помогают им приумножить те успехи, которых добились в керамике прадеды.

– Больше всего меня интересует народная тема, – признаётся Марина Егорова, самый молодой член творческого коллектива, изготовитель художественных изделий, разрабатывающая собственные образцы. – Это наши традиции, обычаи, праздники.

Марина переехала в Псков из Петербурга, где училась в знаменитом Мухинском художественно-промышленном училище. Она – из творческой семьи: отец – музыкант, мама и дядя – художники. Теперь их дочь может привносить в жизнь людей красоту и радость, может сказать своё слово в искусстве.

Напротив столов молодых живописцев – рабочее место ветерана предприятия Натальи Астафьевой, которая первые шаги в профессии делала на «Гончаре» ещё при Знойкине, в 1963 году. Наталья Куприяновна – выпускница художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института (ныне – Российского государст­венного педагогического университета), в живописи знает толк. И родным предприятием гордится.

– История у нашего завода хорошая. И есть надежда, что продолжение будет не хуже, – уверена она. – С возрастом всё больше и больше понимаешь, что главное – это вечное, а не сиюминутная мишура.

Потому-то так важно, по мнению Мастера, поддерживать традиции, что связывают нас с нашими истоками. А сюжеты – они повсюду. Наталье Астафьевой одинаково интересны и миниатюрные вещи, и крупные – для современного интерьера.

35 лет трудится на «Гончаре» обжигальщица Ольга Конд­ратьева, из них на участке обжига – почти треть всего времени. Только представьте себе, как трудна эта работа! Тоннельная печь непрерывного действия работает круглосуточно. А температура в ней – 1000 градусов. И нужно всё время загружать и загружать туда продукцию.

А одни из главных её поставщиков – ангобировщицы (мастера, делающие роспись глиной по глине) и мастера кистевой росписи, делающие рос­пись глазурью по глазури. Трудовой стаж Татьяны Архиповой и Марины Тарасовой на «Гончаре» на двоих потянет лет на 60. Пришли сюда одна после школы, другая – после техникума, да так прикипели к заводу, что не смогут сманить их отсюда ни солидным заработком, ни другими посулами. А работают так, что молодым – учиться и учиться. По нескольку тысяч изделий за смену расписывают вчетвером. В них, ветеранах – любящих своё дело, свой завод, наш город, – наверное, и есть главная сила этого предприятия.

– Одна из излюбленных тем наших художников – Псков, – завершает экскурсию Валентина Дементьева. – Посмотрите вокруг: он у нас повсюду, да и названия работ – «Мой Псков», «Любимый город» – говорят сами за себя. И эта тема никогда у нас не исчезнет. Хотя задач стоит много – нужно обновить ассортимент, подготовиться к большому празднику – Международной Ганзе, что соберёт столько гос­тей в 2019 году, разработать новые памятные сувениры. И это – не считая выполнения срочных заказов, которых тоже немало.

А мы желаем замечательному предприятию новых успехов. Потому что его победы – победы всего Пскова.

Светлана Андреева


Количество показов 3505

номер 705 от 10.03.2017
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
Все статьи проекта
Бесценные полотна
Показы  8243     Комментарии   0
Талантливые дети – будущее России
Показы  5317     Комментарии   0
Остановись, мгновенье!
Показы  3546     Комментарии   0
С красотою навеки повенчаны
Показы  3506     Комментарии   0
Сказка о форте Росс
Показы  3202     Комментарии   0
Время молодых
Показы  2674     Комментарии   0
Не обижай и помогай
Показы  2130     Комментарии   0
Солнечный след
Показы  1965     Комментарии   0
Время молодых
Показы  1953     Комментарии   0
Цветы из поднебесной
Показы  1379     Комментарии   0
Мелодии и ритмы художника Семёнова
Показы  621     Комментарии   0
Подарки от мастеров кисти
Показы  312     Комментарии   0
Время молодых
Показы  228     Комментарии   0
Источник света
Показы  183     Комментарии   0
Счастливые дети всегда рисуют...
Показы  178     Комментарии   0
Из Сербии - с теплом
Показы  15     Комментарии   0