Хроника бомбардировщика дальнего действия

Хроника бомбардировщика дальнего действия

Наш земляк Дмитрий Петрович Ваулин в апреле 1945-го бомбил Берлин.

Военный аэродром располагался рядом с городом. В самолёты были влюблены все мальчишки. Лозунги в предвоенные годы – боевые. Ваулин вспоминает те, что привели его в авиацию: «Даёшь стране 100 тысяч лётчиков!», «Все – на самолет!».

Дмитрию – шестнадцать. Он – ученик девятого класса и курсант Ржевского аэроклуба. Шёл 1940-й. Нелегко было сочетать лётную подготовку и учёбу в школе. В четыре часа утра – полёты, а в девять – на уроки. Но вот сданы экзамены в школе, а в аэроклубе закончены полёты. Дмитрию исполнилось семнадцать. Настроение прекрасное: получил премию за то, что первым в училище совершил самостоятельный полёт, впереди – летние каникулы, футбол, Волга… и никаких других планов на будущее. Только лето началось, и – на тебе: поступило распоряжение об отправке всех шестидесяти выпускников аэроклуба в военное училище.

…Местечко Уречье в Минской области. Военная авиационная школа. В казармах – железные кровати с соломенными матрацами, у выхода – печка, которая в огромном помещении тепла почти не давала. Столовая – у соседей-артиллеристов, а это ежедневно, в любую погоду, 12 километров. До бани пешком – 20 километров.

Но курсанты не ныли, потому что горели страстью к полётам, мечтали о синей форме с «кубарями» на петлицах и «курицей» на левом рукаве, о чёрной кожанке. А тут – как ушат холодной воды на голову – приказ наркома обороны «… лётчиков, штурманов и техников выпускать не лейтенантами, а сержантами с четырьмя годами казарменного положения».

Впрочем, жизнь в авиашколе шла по заведённому раз и навсегда порядку. Изучение материальной части самолётов, теория полётов и другие дисциплины, полёты на разных самолётах, занятия спортом. Кумир курсантов, командир взвода лейтенант Парамонов, с орденом Красной Звезды за финскую войну, заставлял до изнеможения отражать винтовкой со штыком его нападения с длинной палкой.

– Первые бомбы, – вспоминает Дмит­рий Петрович, – упали на шоссе, проходившее неподалёку от нашего летнего лагеря. Учебные самолёты-бомбардировщики улетели, а мы их догоняли по земле – где пешком, где попутным транспортом. Наш маршрут был до Гомеля. Но миновали его, Боб­руйск, Сещу, добрались до Калуги, где получили направление в Молотов, ныне Пермь. Там и продолжили обучение.

На новом месте в лётной группе, в которую входил Дмитрий, курсанты, чтобы летать, сменили 11 отремонтированных своими силами моторов. Когда не было полётов, приходили «покупатели» и отбирали курсантов на различные работы.

На фронт начали отправлять зимой 1941–1942 годов. Первых – командирами взвода наземных частей. Остальным в школе присвоили звание «сержант».

Выпускников разделили на две группы. Одну отправили переучиваться на штурмовике Ил-2, а другую – в авиацию дальнего действия. Ваулин попал во вторую группу. После переучивания он прибыл в 45-ю дивизию авиации дальнего действия. Базировалась она в Кратове (сейчас город Жуковский) под Москвой.

После тренировок – первый боевой вылет на бомбёжку железнодорожного узла Днепропетровска. Погода была грозовая, и молодой лётчик многого не понял в том сложном полёте, с которым успешно справился командир корабля Герой Советского Союза майор М.В. Родных.

На следующую ночь Ваулин летит вторым лётчиком в экипаже капитана А.И. Сукоркина. Задача: подсветить нашим бомбардировщикам цель – железнодорожный узел Варшавы – с помощью светящихся бомб.

– В районе Минска, – рассказывает Дмитрий Петрович, – самолёт обстреляли вражеские зенитки и повредили один из четырёх моторов. Командир принял решение идти на цель на трёх моторах. Сбросили «сабы» и взяли курс домой. Высота – пять тысяч метров. Начались перебои в работающих моторах. Наконец, штурман доложил, что прошли линию фронта. В это время я сообщил командиру, что горит первый мотор. Командир приказал борт­механику гасить загорание. Но пламя мгновенно охватило и мотор, и левую плоскость. Последовала команда покинуть самолёт.

Ваулину пришлось прыгать в сторону горящей плоскости. Дернул кольцо, ждал динамического удара, но его не последовало: парашют вытянуло из ранца, но он не раскрылся, вился «колбасой». Дмитрий понял, что разобьётся, и закричал. На высоте около километра пробил облачность и стал быстро приближаться к земле. Удар! Спасла небольшая илистая речка. Выбрался из неё самостоятельно, но чувствовал, что основательно ушибся.

Дмитрий Петрович вспоминает погибших в том полёте старшего лейтенанта Вередина, старшину Удодова, сержанта Попова… Листает лётную книжку, называет дальние и ближние цели: Хельсинки, Тильзит, Орёл, Брянск, Ленинград. Стоп!

К этой бомбежке велась тщательная подготовка. Фашисты намеревались с помощью крупнокалиберной артиллерии превратить Ленинград в руины. Вот эти батареи и надо было уничтожить.

– Ночью линию фронта наши части обозначили кострами, – говорит о той операции Дмитрий Петрович Ваулин, – над целью скрестили лучи прожектора, а мы, зай­дя со стороны Финского залива, сбросили бомбы крупного калибра весом одну, две и даже пять тонн. Операцию корректировал с аэростата командующий ВВС маршал авиации Новиков. За несколько ночных вылетов крупнокалиберная артиллерия, обстреливавшая город, и ряд других целей были уничтожены. И медаль «За освобождение Ленинграда» была моей первой боевой наградой.

Мы летали по приказу Ставки Верховного командования. Однажды готовились к бомбежке румынского порта Констанца, но в последний момент цели переиграли. Получили приказ следовать на Хельсинки. Это был первый налёт большой группы бомбардировщиков на столицу Финляндии, участвовавшей в вой­не с нами на стороне Германии.

А вот какая история приключилась с командиром Ваулиным и экипажем самолёта Б-25 в конце войны. Отбомбились по опорному пункту Лечин. А вечером приказ – подавить цели опорного пункта Хайнерсдорф. Прилетели туда. И видят, что оттуда пушки бьют по ходу наступления. Значит, здесь уже наши. Развернулись на запад и сбросили бомбы на приглянувшуюся цель. И такой фейерверк начался – взрывы, белые фонтаны, снопы цветных искр.

– Прилетели, докладываем, – рассказывает с улыбкой Дмитрий Петрович, – отбомбились. Но что уничтожили – не знаем.

Командир спрашивает: не на своих ли сбросили бомбы? Но пришло донесение, что удар был нанесён по крупному немецкому складу. После этого всех, и меня в том числе, наградили орденом Красного Знамени.

В апреле 1945 года летали на Берлин. Облачность очень низкая, грозовой фронт. Решили идти под облачностью. С консолей плоскостей, с винтов, пулемётов стрелков срываются огни статического электричества, и кажется, что в сумраке несётся огненное чудовище.

Самолет кидало страшно. Вдруг впереди – вспышка, и покатился огненный шар: кто-то врезался в землю. Остальные проскочили, отбомбились по Берлину. Мы со штурманом Васей Ковтуненко решили домой не лететь. Сели в Познани.

Утром заправились. Прилетели домой в два часа дня. И узнали о результатах этого вылета. Наши начальники – штурман и заместитель командира эскадрильи заблудились, бросили самолёт и спустились на парашютах. Другой самолёт сел в Белостоке, и с его экипажем поляки расправились. Мой друг Вася Алексеев грохнулся при посадке, но экипаж не погиб. Два самолета выкатились за полосу и лишь поломали передние стойки шасси.

При бомбардировке целей в Данциге был очень плотный зенитный огонь. Бомбили с высоты 800 метров, из-под облаков. Чтобы выйти из-под зенитного обстрела, бросал самолёт от пушки к пушке. Прилетели – весь самолёт в дырах.

Последние три вылета – на порт Свинемюнде на Одере. Бомбили отступающие войска. Немецких самолётов там уже не было, ПВО практически подавлена. Но была другая проблема: наши самолёты шли волна за волной. С одним при манёвре чуть не столкнулись.

После первомайского вылета дали задание лететь на Либаву. Но из-за грозовых и вторичных фронтов продержали до 9 мая. Утром – пальба, шум, гам. В Барановичах стоял бронепоезд, и он заухал из своих пушек. Конец войне!

– А нам, всем экипажам, – говорит Дмит­рий Петрович, – приказали сдать личное оружие и всем трём полкам вылететь в Москву. В 12 часов 9 мая приземлились на аэродром «Астафьево». Получаем задание: «Сегодня с 22.00 до 22.15 в Москве будет произведён наземный салют. Пос­ле его окончания с 22.15 до 22.30 вы производите салют с воздуха с высоты 1500–2500 мет­ров над Садовым кольцом».

Взлетели в 21 час, потренировались в стороне от города – и к столице. Вокруг окружной железной дороги светит тысяча прожекторов. Вся Москва в огнях. Мы тоже включили все свои огни. Носимся – сотня самолетов – как бы не столкнуться..

Начался наземный салют. Это было чудо: в течение 15-ти минут фейерверк, море разно­цветных огней, фантасти­ческих всполохов. Потом начали салютовать мы. В тот день, 9 мая 1945 года, наша дивизия – лётный состав – была единственной абсолютно трезвой. Зато на следующий день нас отпустили в Москву, и мы увидели, как ликует народ, дождавшийся Дня Победы.

Остаётся добавить, что Дмит­рий Пет­рович Ваулин совершил 37 боевых вылетов на четырёхмоторном бомбардировщике дальнего действия Пе-8 в качестве второго пилота и 20 вылетов на самолёте Б-25 в качестве командира корабля. Прошёл суровую школу испытаний огнём врага с земли и в воздухе. Как говорится, на себе испытал полёты в грозу, обледенение самолёта, многочасовое управление кораблём при минус 50-ти градусах, когда не грели ни меховая лётная одежда, ни унты.

В его полку служили в основном бывшие полярные летчики 30-35-ти лет. А он в двадцать – стал командиром кораб­ля. В полку экипаж его самолета звали «детский сад»: штурману был 21 год, радисту – 18, молоды были и стрелки. Это в замечательном фильме Леонида Быкова в ответст­венный бой шли одни «старики». А в жизни… Дмитрию Пет­ровичу Ваулину и его экипажу бомбардировщика дальнего действия поблажек никто не давал, какая бы цель впереди ни была – Варшава, Хельсинки или Берлин.

Николай Артюнин

Количество показов 6848

номер 274 от 08.05.2013
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
Все статьи проекта
Офицеры
Показы  45012     Комментарии   0
Личная карта
Показы  31980     Комментарии   1
О доблестях, о подвигах, о славе
Показы  10521     Комментарии   0
Они Гагарина видели
Показы  9550     Комментарии   3
На берегах Псковы
Показы  8770     Комментарии   1
О чём писали псковские газеты 90 лет назад
Показы  8638     Комментарии   1
Пскову посвящён
Показы  8609     Комментарии   0
Дорогой Владимир Ильич
Показы  7740     Комментарии   0
По старому стилю
Показы  7180     Комментарии   0
На второй неделе войны
Показы  7100     Комментарии   0
Похвальное слово
Показы  6981     Комментарии   0
Хроника бомбардировщика дальнего действия
Показы  6849     Комментарии   0
Хранить вечно. Гордиться всегда
Показы  6706     Комментарии   0
Военное дело
Показы  6611     Комментарии   0
Последняя война
Показы  6590     Комментарии   0
Пространство любви
Показы  6243     Комментарии   0
Новогодняя история
Показы  6211     Комментарии   0
Медаль за город Будапешт
Показы  5575     Комментарии   0
Средний класс
Показы  5010     Комментарии   0
Документы и факты
Показы  4830     Комментарии   0
Школа на Западной
Показы  4698     Комментарии   0