Дума – не «свободный микрофон»!

2-я сессия Псковской городской Думы 6-го созыва вновь не обошлась без перепалок.

Ещё до того, как депутаты приступили к рассмотрению повестки дня, слово попросил депутат Олег Брячак (фракция «Справедливая Россия»), который предложил коллегам перенять некоторые приёмы работы депутатов областного Собрания – в частности, создать муниципальный закон о наказах избирателей и организовать свою систему контроля за эффективностью расходования «дворовых» денег, то есть средств, выделяемых из городского бюджета на ремонт и благоустройство дворов.

Сейчас эта статья расходов финансируется по «окружному принципу» – то есть на каждый одномандатный избирательный округ выделяется равное количество средств. В этом году, например, сумма была существенно увеличена, и каждый округ получил по 7 млн руб­лей.

Выбор объектов для ремонта и благоустройства происходит с непосредственным участием жителей и депутатов, в постоянном контакте с избирателями формирующих списки адресов, где ремонта ждут больше всего. За последние несколько лет такой подход хорошо зарекомендовал себя, и Олег Брячак, сославшись на инициативу общественной организации «Город будущего», предложил его систематизировать, создав общественные советы избирательных округов, где будут аккумулироваться наиболее актуальные для округа проблемы, и городской общественный совет, который возглавит эту работу.

– Хорошо, что мы все идём в одном направлении. Когда я выступал со своей программой, то обозначил, что думский контроль за исполнением наказов избирателей будет усилен, плюс будут комиссионные выезды в округа. К понедельнику доработают документы для общественного обсуждения, – отозвался на «инициативу» Олега Брячака глава Пскова Иван Цецерский.

Идею с общественными советами глава города не поддержал, напомнив, что в Пскове работает Общественная палата, нужно просто активизировать её деятельность.

Сити-менеджер: новый конкурс

Вторым вопросом повестки дня было назначение нового конкурса на замещение должности главы админист­рации города. Прежний не состоялся, после того как четверо из пяти претендентов отозвали свои документы. Теперь вся процедура будет запущена по новой, конкурс должен быть проведён не позднее 25 ноября. По закону претенденты-«отказники» имеют право вновь участвовать в конкурсе, однако депутат от КПРФ Дмитрий Михайлов заявил, что «морального права» на участие они лишились, – сославшись на интернет-источники. Де­пу­­тат-единоросс Дмитрий Барабанов поинтересовался: а есть ли у коммуниста моральное право рассуждать о чужом моральном праве?

Впрочем, этот диалог никак не повлиял на условия подачи документов. Уже на 30 октября было назначено первое заседание конкурсной комиссии. От городской Думы в неё по-прежнему входят Иван Цецерский, Ольга Федорова и Сергей Барабанов.

Поддержка рублём

Начальник финансового управления администрации города Тамара Винт зачитала краткий доклад о новых изменениях в бюджет. На этот раз планируется увеличение доходной (и, соответственно, расходной) части бюджета на 29 млн 452 тысячи руб­лей. Львиная доля средств – 24 млн – это налог на доходы физических лиц. Эти средства планируется потратить на образование и спорт, ремонт дорог и дворов, благоустройство города.

Доходы бюджета города, таким образом, составили 3 млрд 992 млн 356 тысяч руб­лей, расходы – 4 млрд 128 млн 711 тысяч рублей. Дефицит бюджета города на 2017 год – 136 млн 355 тысяч рублей.

Отдельным пунктом в бюджетном вопросе стояло выделение Горводоканалу субсидии в сумме 13 млн руб­лей (с этим предложением, кстати, не согласился профильный комитет, рассмат­ривавший проект решения). Руководитель предприятия, депутат Константин Болотин пояснил: расходы на погашение кредитов не предусмот­рены в тарифе, по­этому субсидия – наиболее «гуманный» (в первую очередь, по отношению к потребителям – прос­тым псковичам) способ рассчитаться с долгами. Речь – о коммерческом кредите в Европейском банке реконструкции и развития, который в основном «спонсировал» реализацию проекта «Чистая вода».

Ещё один финансово-коммунальный вопрос касался Псковских теплосетей: предприятие ожидало одоб­рения овердрафтного кредита в 50 млн рублей. Эти средства нужны, чтобы покрыть кассовый разрыв – то есть избежать неприятной ситуации, когда у предприятия вдруг не окажется оборотных средств. Разрыв, в свою очередь, может получиться из-за необходимости закупки газа, поскольку наступил отопительный сезон, а платежи населения поступают равными частями в течение всего года. К тому же, у предприятия хватает должников – и среди частных лиц, и среди организаций.

Депутатов от оппозиции заинтересовали финансовые дела коммунальных муниципальных предприятий – Горводоканала и Теплосетей. Депутат Юлия Пожидаева продемонстрировала недюжинную деловую хватку, задавая вопросы об экономике предприятий, и акцентировала внимание на выгоде. Не будет ли, скажем, выгоднее уплатить пени за просрочку оплаты поставщикам газа, чем выплачивать проценты по кредиту? Как поставлена в Теплосетях работа с должниками? И откуда вообще эта потребность в займах?

Этому есть объективные причины. Во-первых экономически не обоснованный тариф. Во-вторых, претензионная работа по взысканию задолженностей – процесс долгий. В конце концов депутаты дали согласие и на предоставление субсидии Горводоканалу, и на кредитование Теплосетей, а новоиспечённым депутатам предоставят всю информацию по экономике и состоянию дел на обоих предприятиях. И заодно, кстати, – по Северо-Западному центру социологии и маркетинга, который тоже «засветился» в повестке дня с вопросом о разрешении совершить крупную сделку по размещению рекламы.

Зелёная тема

Долгое обсуждение вызвал вопрос благоустройства и озеленения. Депутатам предлагалось рассмотреть поправки к существующему документу, подготовленные управлением градостроительной деятельности по итогам сентябрьских публичных слушаний.

В последнее время в Пскове имели место несколько резонансных случаев сноса деревьев, и эта сфера требует особого отношения и деликатного регулирования. Но существующие между простыми гражданами, желающими жить в красивом и зелёном городе, застройщиками и коммунальщиками противоречия то и дело дают о себе знать. Поэтому вопрос изначально был дискуссионным – Иван Цецерский посоветовал коллегам запастись терпением.

К чему в конце концов пришли депутаты?

Главный идеолог и активный участник городской комиссии по зелёным насаждениям, депутат Григорий Турчин в очередной раз поднял тему значимости депутатской подписи под документами о предполагаемом сносе деревьев. Сам Григорий Михайлович, чья территория – исторический центр Пскова, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда деревья пилили, не особо вникая, согласен депутат или нет.

Теперь ситуация, с одной стороны, упростилась, а с другой – усложнилась. Если речь идёт об аварийных или опасных деревьях, достаточным основанием для их сноса будет фотофиксация, выезд комиссии на место не потребуется. Но если по каким-либо причинам предполагается снос вполне жизнеспособных деревьев, не угрожающих ничьей безопасности, а депутат по округу как выразитель народного мнения не согласен с предложениями инициаторов сноса, то проигнорировать этот факт не удастся. Такие спорные вопросы будут рассмат­риваться в городской Думе коллегиально (а не решаться на месте пилой «в обход» подписи депутата).

Затронули вопрос восстановления зелёных насаждений. Прежде застройщику можно было не возмещать «зелёный ущерб», нанесённый при прокладке сетей. Депутат Дмитрий Барабанов предложил убрать эту «поблажку» и требовать с застройщиков восстановительную стоимость деревьев, причём в троекратном размере, или восстанавливать «зелёную одежду».

Это, конечно, дополнительный аргумент в пользу сохранения деревьев, но насколько серьёзный? И насколько «компенсация руб­лём» адекватна, если речь идёт об облике города и комфорте жителей?

Что касается восстановления насаждений, то проблема в том, что на многих «городских вырубках» посадить новые деревья невозможно – это будет противоречить действующим нормативам.

Отдельная тема в таком древнем городе с историчес­кой средой, как Псков, – содержание деревьев, составляющих вместе с памятниками истории и архитектуры единый ландшафт. Идею о согласовании сноса деревьев с ведомствами, занимающимися охраной памятников, сочли слишком громоздкой: любое дополнительное согласование грозит «заволокитить» любой процесс. Однако в Пскове запрещено сносить деревья, растущие на территории, прилегающей к памятникам, без разрешения профильного ведомства (государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия).

В общем, получается, что без комиссионных и других дополнительных согласований можно снести только аварийное или и так упавшее дерево (на основании фотофиксации).

Ещё одна идея касалась зелёных зон – с их газонами, дорожками и тропинками: под запрет могло попасть вытаптывание газонов и изменение конфигурации существующих дорожек, и это отчасти поспособствовало бы обузданию нравов диких конников, которых муниципальные влас­ти с переменным успехом пытаются изгнать из Детского парка, но породило бы много дополнительных вопросов: а присесть на траву в летний день – это вытаптывание? А если дети играют на лужайке в футбол – это что, тоже штрафовать? Словом, с вытаптыванием пока решили не горячиться.

Более или менее единодушно и согласованно прошла только одна поправка – касающаяся размещения аттракционов на зелёных зонах: ставить надувные конструкции на газонах больше нельзя.

В конце концов депутаты проголосовали за предложенные поправки. Иван Цецерский подчеркнул, что новому депутатскому корпусу действительно сложно было с ходу вникнуть во все нюансы документа, работа над которым продолжалась почти год в прошлом созыве городской Думы. И, скорее всего, – даже со свежими поправками – это далеко не окончательная редакция правил благоустройства и озеленения.

Кроме того, уже на ноябрьской сессии депутатам, возможно, предстоит принимать решение по другому документу – правилам содержания зелёных насаждений, так что будет что обсудить.

Об аренде

Особого обсуждения удостоился вопрос о предоставлении муниципальных площадей в аренду. Обычно эти вопросы в повестке дня сессии идут единым блоком, и голосование по ним проходит оперативно. Но тут депутаты обратили внимание на то, что отдать в аренду федерации ушу планируется школьные мастерские (речь идёт об
общеобразовательной школе № 24).

Начальнику управления образования администрации города Игорю Прокофьеву пришлось расшифровывать документ – объясняя, что помещения мастерских в настоящее время по своему прямому назначению не используются, уроки технологии для мальчиков проходят в других классах в полном соответствии с требованиями образовательных стандартов, а федерация ушу – будущий арендатор – предлагает привести эти залы в порядок, после чего там будет можно не только проводить занятия секции, но и уроки физкультуры, что, в свою очередь, позволит разгрузить школьный спортзал. При нынешних «стандартных» требованиях, включающих три урока физкультуры в неделю, в нём одновременно приходится заниматься трём классам. Дополнительный бонус – согласие предполагаемого арендатора проводить занятия для учеников самой школы бесплатно.

Однако это не показалось депутатам убедительным аргументом. Иван Цецерский поручил депутату по этому избирательному округу Константину Болотину разобраться с ситуацией на месте. А вопрос с предоставлением школьных площадей в аренду в целом, похоже, в ближайшем будущем станет предметом детального изучения.

Со скрипом, кстати, было принято и решение о предоставлении в аренду помещений для общественных организаций садоводов: голосовали неохотно, но всё-таки вопрос прошёл. Таким образом Ассоциация садоводов Псковской области, комиссия по контролю за соблюдением законодательства и развитию садоводств и Центр эффективного сельского хозяйствования и садоводства получили помещения для работы. Председатель комиссии по садоводствам Анна Войченко напомнила, что именно благодаря комиссии по садоводствам псковские дачники получили возможность подключаться к электросетям всего за 550 руб­лей, а фактически эти организации в настоящий момент – единственные, кто выполняет организационную и правовую работу с садоводствами.

Зашла речь и о ещё одном виде «муниципальной аренды» – о проведении ярмарок и выставок-продаж в учреждениях культуры. За примерами далеко ходить не надо: на входе в Городской культурный центр, где проходила сессия, красовались баннеры с объявлением об очередной ярмарке шуб.

Мнения разделились: кто-то считает такую практику нормальной – дополнительный заработок никакому учреждению культуры не помешает, а кто-то – неуместной, «непрофильной». Депутат Григорий Турчин привёл нарочито абсурдный пример, чтобы подчеркнуть эту не­уместность: почему бы тогда и кальянную комнату не открыть в том же Городском культурном центре, если заработок превыше всего? Кроме того, его претензии к сложившейся практике ярмарок шуб и мёда заключались в том, что помещения сдаются в аренду не на конкурсной основе. Но, как пояснила председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Лариса Морозова, нарушения законодательства в этом нет.


И снова противостояние

Для решения вопроса о персональном составе комиссии по землепользованию и застройке пришлось выделить дополнительный перерыв – для проведения межфракционного совещания. Своё желание участвовать в комиссии изъявила чуть не половина депутатов – 11 человек, что показалось чрезмерным.

Юлия Пожидаева предложила включить в комиссию хотя бы по одному представителю от каждой фракции. «Парламентское большинство» предлагало модель 4+2 – то есть четверо представителей от «Единой России» и двое – от оппозиции, что оппозицию не устроило.

В общем, финальным аккордом сессии стали самоотводы и отповедь недовольных в лице справедливоросса Олега Брячака, заявившего, что на предложенных условиях оппозиция участвовать в работе комиссии не намерена.

Предложение Ивана Цецерского решить вопрос не сгоряча, а миром – взяв, если необходимо, дополнительное время на обсуждение, – осталось без ответа.

В результате в комиссию вошли шестеро единороссов: Дмитрий Барабанов, Григорий Стороненков, Константин Болотин, Денис Иванов, Эдуард Белов и Фёдор Постнов. Однако это не делает из комиссии сугубо «партийный» орган: в заседаниях обязательно принимает участие депутат-одномандатник, на чьей территории предполагается, например, новое строительство, а сами заседания – не закрытые мероприятия.

В целом, стиль работы городского парламента по сравнению с «безмятежными» сессиями предыдущего, пятого созыва, изменился. Обсуждение многих вопросов развернулось прямо на сессии, хотя для этого существуют заседания комитетов, предназначенные как раз для того, чтобы выяснить все детали проектов решений.

Иван Цецерский не раз напоминал коллегам-депутатам, что «городская Дума – не свободный микрофон», а мероприятие, имеющее конкретную цель: выработать коллегиальное решение по вопросам жизнедеятельности муниципалитета.

Некоторые издержки – например, долгое обсуждение поправок в правила озеленения и благоустройства, – можно было бы списать на существенное обновление депутатского корпуса: всё-таки с этими поправками предыдущий состав Думы работал почти год, а принимать окончательное решение пришлось «новичкам». И чтобы разобраться в экономике муниципальных предприятий, тоже нужно время.

Но пока говорить о полнос­тью рабочей обстановке и конструктивном сотрудничест­ве рано. Заместителю главы Пскова Владимиру Воробьёву в самый жаркий момент – во время обсуждения вопроса о конкурсе на должность сити-менеджера – даже пришлось командирским голосом призвать коллег к порядку – напомнив, что тут всё-таки не базарная площадь, а городской парламент.

Ольга Донская

Количество показов 107

номер 772 от 03.11.2017
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 772 от 03.11.2017
скачать в pdf
Календарь
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3