Не боги горшки обжигают?

«Псковский гончар» давно уже стал одним из самых известных брендов Пскова.

Это предприятие относительно молодо: ему чуть более сорока лет. Но тут – как в поговорке: «Мал золотник, да дорог». Экспериментальный завод художественных изделий, позже ставший ПК «Псковский гончар», – поистине гордость псковичей. 19 произведений завода, признанных имеющими музейную ценность, хранятся в коллекции современной керамики Государственного музея фарфора и керамики в Кусково. Продукция завода известна далеко за пределами не только нашего города – России. Во Франции, Испании, Австрии, Швейцарии, США, Швеции, Дании, Финляндии. Да что там известна! Любима и пользуется большим спросом.

Парадная сторона успеха

Об этом предприятии и его уникальных специалистах нам довелось рассказывать читателям не раз. В первый – свыше двадцати лет назад. Так что за эти годы завод и для нас стал родным, как и наши герои – один из первых директоров предприятия, с которого, по сути дела, и начался «Гончар», фронтовик, кадровый военный Уриель Давидович Знойкин; оставившие свой неизгладимый след в истории завода главные художники Александр и Татьяна Агарковы, художник Галина Драчёва, наконец, те, кто многие годы хранит верность родному предприятию, – нынешний главный художник Валентина Дементьева, художники Галина Сафронова и Галина Михайлова.

Стоит увидеть лучшие их работы, собранные в музее завода, – их уже не забудешь. Ведь созданы они с такой любовью к Пскову, русским традициям! Стоит ли удивляться, что завод не раз удостаивался чести делать подарки первым лицам государства? И Брежневу, и Косыгину, и другим деятелям. Леонид Ильич, например, жаловал военную тематику. «Псковский гончар» сделал для него 5 ваз с изображением Героя Советского Союза Александра Матросова. Сам главный художник Александр Агарков по ночам дежурил, когда вазы в печь загружали, чтобы, не дай Бог, чего не случилось. Спокойно вздохнули на заводе лишь тогда, когда Уриель Давидович Знойкин передал: заказчик доволен.

«Кубок звенящий», который делали Татьяна Агаркова и Галина Сафронова, передали в дар Папе Римскому.

А сервиз Александра Агаркова «Охота» с характерной для псковской керамики «земляничной поляной», где через зелень просвечивает ангоб (роспись по сырой глине жидкой глиной), глянулся побывавшему на заводе народному артисту СССР Василию Лановому. Как дорогому гостю ему предложили выбрать в подарок то, что особенно понравилось, и, видя произведённое на заядлого охотника Ланового авторской работой Агаркова впечатление, преподнесли любимому артисту «Охотничий сервиз».

Как много, представьте себе, красоты

Да, работы Агаркова ни с какими другими не спутаешь. Это особый «почерк». Как это замечательно сказал про него директор завода Александр Алексеевич Моисеев? «У Саши взмах кисти – целая симфония». И как горько оттого, что удивительный художник – достояние не только завода «Гончар» – Пскова и России – так рано ушёл из жизни!

Помним, как Александр Алексеевич описывал нам творческий процесс.

– Сначала должна быть идея. Нет её – нет ничего. И к карандашу прикладываться нечего, – говорил он. – Когда я впервые увидел псковские церквушки – пляшущие, с неровными стенами, тёплые, человечные, а не такие, как в Новгороде, застывшие, – они тут же приснились мне. Проснулся я среди ночи. Боже, надо немедленно рисовать, пока не пропало это ощущение – пляшущей архитектуры.

Так появились штофы с «пляшущими церквушками»…

Потом эти самые штофы покорили и Францию, и Испанию. Правда, с помощью Саввы Васильевича Ямщикова, так много доброго сделавшего для обожаемого им Пскова. Сначала он предложил Агарковым выставить их работы (а более всего ему понравились штофы и трио «Богатыри», посвящённое Чудской битве) в его мастерской – «под флагом» Ассоциации реставраторов России, товарищества «Русская провинция» и Московского товарищества «Дягилев-центр». Потом пригласил Александра Алексеевича и Татьяну Николаевну Агарковых участвовать в выставке российских мастеров прикладного искусства в Испании.

В 1992 году впервые состоялась вы­став­ка изделий завода в очень престижном месте – в Государственном музее фарфора и керамики в Кусково. Известный музей попросил у «Гончара» выставку авторских работ псковичей на две недели, а «прожила» она в музее два месяца, вызвав большой интерес и у рядовых посетителей, и у специалистов. И позже музей не раз обращался к «Псковскому гончару» с заказами сувенирной продукции.

В те годы продукция экспериментального завода художественных изделий была столь популярна в городе, что с полок фирменного магазина-салона завода вмиг сметали всё, что поступало. Сервизов «Русский», «Времена года», «Пушкиногорье», «Дебют», больших колоколов было днём с огнём не найти. И по Пскову ходило немало слухов о том, что завод с некоторых пор работает исключительно на Запад, что он пооткрывал фирменные магазины чуть ли не в Париже, а псковичи больше ничего не увидят.

Оказалось, «покушений» действительно было немало. Но завод держал свой курс, считая, что в первую очередь нужно думать о соотечественниках. А предложения были такие, от которых было трудно отказаться, – отправлять продукцию в Москву, в магазин при Дворце съездов, открыть магазины во французском Арле, в городах Финляндии.

В те годы «Гончар» отправлял свои изделия в Данию, Швецию, Финляндию. Хотели покупать авторские сервизы и вазы псковичей и американцы. Помешало то, что для замечательных работ не нашлось соответствующей упаковки (стружку, в которую они помещаются у нас, за границей считают рассадником инфекции).

Что сегодня?

Завод и сейчас остаётся одним из главных брендов Пскова. А его мастера, как и прежде, воспевают неповторимую красоту псковских твердынь – потому, наверное, и чаруют людей, вызывая чувство гордости за наш любимый Псков. А это сейчас ой как необходимо!

По-прежнему радуют творческие успехи. Завод ежегодно участвует в выставках-ярмарках и конкурсе мас­те­ров керамики «Ладья», что проводит в Москве ассоциация «Народно-художественные промыслы России». И не просто участвует – занимает первые места. В прошлом году в числе победителей конкурса в номинации «За сохранение традиций» оказалась работа художника Галины Михайловой – «Набор для напитков «Дачный» из красной глины. А Юлия Васильева дважды становилась лауреатом ежегодного московского конкурса «Молодые дарования».

В прошлом году авторские работы «Псковского гончара» участвовали и в международных конкурсах мастеров керамики в Австрии и Швейцарии.

Есть у завода и ещё одно «завоевание», которое обычно остаётся «за кадром». Керамическое производство очень энергоёмкое, что отражается и на стоимости продукции, но заводские умельцы не устают усовершенствовать оборудование, «придумывают» всё новые и новые станки. Ещё 20 лет назад сделали автомат, который формует овальные блюда (в то время это была революция в гончарном деле). А недавно создали формовочный станок «Тюльпан», который формой напоминает цветок и «лепит» горшочки для жаркого, пользующиеся особым спросом у покупателей. И что самое интересное? Главный умелец и двигатель технического прогресса на предприятии – его директор Александр Алексеевич Моисеев, многие годы отдавший родному заводу, успевший поработать здесь главным механиком, главным конструктором и главным инженером. По сути, всё заводское оборудование – его талантливых рук дело.

Нельзя не сказать о ещё одной замечательной заводской традиции – об экскурсиях, что уже многие годы проводят на предприятии для школьников, причём не только псковских, но и московских, петербургских, новгородских. Ребятам показывают музей, где хранятся настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства, и заводские цеха, не только приобщая юношество к красоте, но, быть может, помогая кому-то найти свою дорогу в жизни.

К Ганзейским дням готовы!

Нам удалось заглянуть и в «завтрашний день», потому что мы были допущены в святая святых – мас­терские художников, где голова закружилась от наполнившей помещения до краёв красоты.

– Готовимся к Русским Ганзейским дням, что будут проходить в Пскове в июле, – пояснила главный художник завода Валентина Михайловна Дементьева, обведя рукой богатства, которыми были уставлены столы. – Сделали колокол с видом средневекового Пскова, вазу и плакетку ганзейские. Хотим к Ганзейским дням оформить соответствующим образом окно в салоне «Гончар» на Октябрьском проспекте.

– А о покупателях не забыли? – встревожились мы.

– А как же? Для них и стараемся, – улыбнулась Валентина Михайловна. – И эти сувениры, и утварь того времени – горшочки для жаркого и крынки с ганзейскими печатями, – всё к празднику поступит в продажу. У нас уже была сделана коллекция кукол (да какая!Авт.): князь Довмонт, княгиня Ольга, Александр Невский. А теперь ещё по случаю Ганзы сделали купца.

– А это – приз для одного из победителей международного журналистского конкурса HANSA–MEDIA, – и Валентина Дементьева показала нам особое ганзейское блюдо, само собой, очень красивое.

А мы показываем его вам, дорогие читатели, потому что не утерпеть. Очень уж хочется поделиться всем увиденным.

В гостях у «Псковского гончара» побывали Светлана Андреева и Глеб Костин (фото)


Количество показов 4458

номер 280 от 31.05.2013
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 280 от 31.05.2013
скачать в pdf
Календарь
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30