Псковские руны

Псковские руны

В мае 2012 года начался новый проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по программе приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства 2007–2013 гг.

Проект объединяет 9 партнёрских организаций из Эстонии, Латвии и России под руководством Тартуского университета. Основным направлением деятельности по проекту является сохранение и популяризация общего археологического наследия приграничных территорий как Псковской земли, так и Латвии и Эстонии. В данной статье сотрудник одной из партнёрских организаций проекта, кандидат историчес­ких наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Алексеевич Александров рассказывает об уникальных находках рунической письменности в Пскове и Псковской области.

В Скандинавии рунические надписи исчисляются сотнями и тысячами. В Восточной Европе их очень мало – у нас это очень большая редкость…

Но мало кто знает, что на территории Пскова и Псковской области также найдены три скандинавские рунические надписи и одно подражание скандинавским рунам. Одна надпись и подражание происходят с территории самого Пскова, одна надпись – с поселения Борисоглеб на Ловати на юге Псковской области и одна – опять же с берега Ловати, с поселения Юрьевы Горы на окраине посёлка Усвяты. Таким образом, псковские руны происходят с обоих вариантов пути «из варяг в греки» – с ловатского и повеличенского, где, согласно археологическим исследованиям, хорошо известны скандинавские древности IX–X веков.

Руны, руническая письменность – это алфавитное письмо древних германцев и только их. Все остальные системы письменности рунами не являются. Всякий, кто пишет о рунах у славян, кельтов, тюрков и других народов, входит в вопиющее противоречие с действительностью.

Древнеисландское слово run переводится как «скрытное секретное знание, тайна». Согласно скандинавскому мифу, руны как тайное знание получил верховный скандинавский бог Один после того, как принёс себя в жертву себе же, провисел три дня повешенным и, упав, поднял руны. Человек на такое не способен. Бог – может.

Руны были частью мифа, тайного знания и не составляли широко распространённую письменность – круг их применения был ограничен.

Скандинавские руны известны со II века н.э. По поводу их происхождения есть несколько версий, одна из которых возводит их к варианту североиталийского письма. Есть ранний краткий алфавит – старшие руны – и более распространённый алфавит эпохи викингов – младшие руны. В жизни германских народов руны существовали очень долго. В VI веке н.э. они были вполне ещё в ходу и в земле франков: епископ из Пуатье Венаций Фортунат шутливо поучал в письме своего нерадивого друга латинским ди­стихом:

Уверенно рисуй франкские руны на ясеневой дощечке!

Если тебе не хватает папируса, послужит оструганная палочка.

Юмор заключался в том, что ясеня для вырезания палочек в Европе тогда росло много, а вот папирус был дорог – его ввозили из Египта.

Известно, что в Швеции руны очень долго держались в провинции Даларна, и женщина, все ещё традиционно знавшая руны, умерла в XIX веке. Наибольшее количество надписей – это рунические камни эпохи викингов – намогильные и поминальные.

Как правило, старшеруничес­кие надписи очень короткие. На Украине в готском поселении Лепесовка рунические знаки нанесены на керамике. Черняховская же культура соотносится с германским племенем готов, которое с III века н.э. воцарилось в причерноморских степях.

Руны применялись не только для записей сообщений, но и как чисто магические знаки. Так, в «Саге об Эгиле» известный скандинавский скальд и знаток рун Эгиль Скаллагримсон, будучи на пиру, заподозрил, что ему поднесли рог с питьём, в которое была подмешана отрава. Умирать он не собирался. Тогда Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Затем он принял рог, вырезал на нём руны и окрасил их своей кровью. И произнёс:

Руны на роге режу,

Кровь их моя окрасит.

Рунами каждое слово

Врезано будет крепко.

Брагу девы весёлой

Выпью, коль захочу я,

Только на пользу ль будет

Брага, что Бард мне налил?

Тогда рог разлетелся в куски, а напиток пролился на солому, постеленную на полу. Руническая формула подействовала. А через короткое время в сенях, в темноте, мстительный скальд пронзил мечом своего потенциального отравителя. Такие вот тогда были нравы…

Тот же Эгиль, приговорённый к изгнанию из Норвегии королём Эйриком и очень этим недовольный, взобрался на острове на скалистый мыс, обращённый к материку, взял лошадиный череп, насадил его на жердь в расщелину скалы, повернул череп в сторону материка, а на жерди рунами вырезал сказанное им заклятье. Заклятье подействовало: Эйрик действительно был вынужден бежать из Норвегии. Хорошо, что у нас руны толком никто не знает, а древненорвежский язык тоже не в почёте.

Однажды Эгиль помог больной женщине. Ей пытались помочь и до него – были вырезаны руны, но больной стало только хуже. Эгиль нашел под её лежанкой китовый ус, на котором были вырезаны руны. Скальд прочёл их, затем соскоблил и бросил в огонь. Потом он сжёг весь китовый ус и велел вынести на воздух одежды, которые у неё были раньше. Затем он сказал:

Рун не должен резать

Тот, кто в них не смыслит.

В непонятных знаках

Всякий может сбиться.

Десять знаков тайных

Я прочёл и знаю,

Что они причина

Хвори этой долгой.

Затем Эгиль вырезал свои, целительные, руны и велел положить их под подушку больной. Женщина тут же выздоровела.

В самой Скандинавии рунические надписи на камнях весьма многочисленны. Только в пределах Стокгольмского лена известно около 2500 надписей. При раскопках города Бергена было найдено около 1000 деревянных стержней с письмами, стихами и даже любовными записками. Всего же в скандинавских странах известно более 3500 рунических надписей. В некоторых надписях упоминается о походах скандинавов в русские земли.

По-видимому, в эпоху викингов руны достаточно широко могли применяться скандинавами и на Руси. Арабские источники IX–X веков сообщают о том, что на вершинах курганов, в которых руссы хоронили своих соотечественников, они устанавливали памятные деревянные столбы, на которых писали имя умершего и имя царя руссов. Согласно времени письменного источника и этнической обстановки того времени на Руси, это могли быть только рунические надписи.

На территории России, Белоруссии и Украины рунических надписей найдено немного – чуть более 20-ти. Они перечислены в последней сводке Е.А. Мельниковой за 2001 год. Наиболее известны стихотворная надпись на палочке длиной 42 см из Старой Ладоги, две подвески с руническими знаками из Рюрикова Городища под Новгородом (сейчас там найдена ещё одна надпись) и кость из Новгорода с частью рунического алфавита.

Часто приходится иметь дело с магическими рунами, имеющими особые начертания. Такие надписи плохо поддаются дешифровке и иногда имеют несколько вариантов прочтения.

В Псковской области предметы с рунами найдены как на юге области, так и в самом Пскове. На поселении Юрьевы Горы близ посёлка Усвяты, расположенном на берегу реки Ловать, найден фрагмент венчика раннекругового сосуда, на котором уже пос­ле обжига нанесены рунические знаки. 

В конце 80-х годов прошлого века я послал фотографию этой находки известному ленинградскому рунологу Ю.К. Кузьменко. Через некоторое время он сообщил, что первые две руны расшифровал. После этого Кузьменко уехал в Германию, и наша связь оборвалась. Согласно мнению шведских рунологов, с которыми я консультировался в Эстонии и Швеции, – это руны эпохи викингов, то есть, IХ–Х веков. Хотя существует небольшая возможность, что они более ранние.

Другой фрагмент стенки лепного сосуда с руническими знаками был найден мною во время раскопок селища Борисоглеб на Ловати в заполнении ямы.

Здесь до обжига нанесены рунические знаки с двух сторон. Рядом со знаками на одной стороне – длинная линия; возможно, надпись на этой стороне была заключена в рамку. Надпись на противоположной стороне фрагмента помещена по отношению к первой с поворотом на 90º. По мнению шведских рунологов, это также надпись эпохи викингов.

Вероятно, «рунические» сосуды применялись для каких-то магических целей и, вполне возможно, при этом преднамеренно разбивались. Напомню, что в готской Лепесовке руны также известны только на фрагментах керамики. Целых сосудов с рунами там нет.

Во время ведения археологического раскопа на ул. Ленина в слое XII века была найдена роговая лопаточка, на рукояти которой нанесены рунические знаки. Судя по начертанию, это – магические руны. Дешифровка не проводилась.

Способ применения таких лопаточек в самой Скандинавии не ясен. Несколько выставлено в музее Сигтуны. Когда я спросил, для чего они применялись, мне ответили, что они не шведские, а лапландские. «Это не наше – это лапландское», – так всегда отвечают шведские археологи, если что-нибудь не знают. Очень удобная формула.

Наконец, из небольшой коллекции В.М. Мусийчука происходит немного изогнутая свинцовая пластинка с начертаниями на внутренней вогнутой стороне.

Когда я показал прорисовку с этой пластинки шведскому рунологу на истфаке Стокгольм­ского университета, он очень уверенно сказал, что человек, который прочерчивал эти знаки, руны не знал, но рядом были те, кто их знал. То есть, перед нами подражание руничес­кой письменности. По словам владельца коллекции, он нашёл эту вещь на берегу реки Великой там, где улица Некрасова упирается в берег реки. Это было ещё до того, когда на берегу появилась бетонная отмостка. Надо отметить, что несколько выше по берегу, на месте нынешнего гостиничного комплекса «Палаты Подзноевых» был найден скандинавский могильник эпохи викингов Х века.

Таким образом, фонды Псковского музея-заповедника располагают тремя скандинавскими руническими надписями, сделанными на роге и глине. Подражание до нас не дошло – есть только фотография и сделанная по ней прорисовка.

В Скандинавии рунические надписи нанесены на камнях. Не исключено, что и у нас иногда могло быть то же самое. Если кто-то из читателей знает какие-либо камни с непонятными надписями и знаками, напишите в редакцию «Псковских Новостей». Мы их обязательно осмотрим и вам напишем.

Анатолий Александров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника


«Эта статья была разработана при финансовой поддержке Программы приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского Инструмента соседства и партнёрства 2007–2013 гг. Содержание данной статьи является предметом ответственности исключительно автора и Псковского музея-заповедника и ни в коей мере не является отражением позиции Программы, а также участвующих в Программе стран и Европейского Союза».

Веб-сайт Программы www.estlatrus.eu

Количество показов 5894

номер 281 от 14.11.2013
Комментарии
Оставить свой комментарий*
Защита от автоматических сообщений
номер 281 от 14.11.2013
скачать в pdf
Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2